"Опера по Солженицыну" претендует на семь "Золотых масок"

В Москве завершается Всероссийский театральный фестиваль "Золотая маска". Закрывает его опера Пермского музыкального театра, поставленная по знаменитой повести Александра Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича". Опера выдвинута на главную театральную премию страны сразу в семи номинациях.

В Москве завершается Всероссийский театральный фестиваль "Золотая маска". Закрывает его опера Пермского музыкального театра, поставленная по знаменитой повести Александра Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича". Опера выдвинута на главную театральную премию страны сразу в семи номинациях.

Первая реакция на выражение "опера по Солженицыну" – недоумение или снисходительная улыбка. Но постановщики, которым удалось проверить свое детище на зрителях, утверждают: эта история никого не оставляет равнодушным. И одно из доказательств того, что эксперимент под названием "Один день Ивана Денисовича" удался, выдвижение спектакля на главную театральную премию страны "Золотая маска" аж в семи номинациях.

После первого акта – секунд десять незапланированной тишины. Зритель словно в ступоре. Ему неудобно хлопать. Потом зал прорывает. Долгие, благодарные аплодисменты успокаивают артистов и музыкантов. Становится понятно: спектакль "пошел".

Пермь, Пермская область, где опера по повести Солженицына родилась, это край лагерей, один из которых превращен в мемориал. Когда артисты местного театра поехали туда на экскурсию, то кожей почувствовали то, что испытал автор и его персонаж – заключенный Шухов.

"Я пытался все время делать так, как будто человеку холодно", – говорит павел Брагин, солист Пермского театра оперы и балета.

В свое время театр не сразу получил согласие Александра Солженицына на постановку. Такой "неформат" писатель не одобрял, но был покорен убежденностью режиссера, который, к слову, не так давно читая лекции в Лондонском колледже искусств, отвечал англичанам на вопросы о сталинских репрессиях.

"Нации очень трудно смириться с тем, что она побеждала в такой войне и одновременно давала себя уничтожать", – объясняет режиссер Георгий Исаакян.

На музыку солженицынский текст положил Александр Чайковский. Он говорит, что легко и быстро погрузился в работу. Что легко писалось. Вышло, по словам артистов, "хорошо, с тихим отчаянием". Тема пронизывает весь спектакль, нанизывая на себя боль заключенных, нечаянные радости, то, что Чайковский называет "зоной порядочных людей".

"У Солженицына мы видим зону, которой можно позавидовать", – поясняет композитор.

Эта история про маленького человека, потрясшая мир и теперь вошедшая в школьную программу, имеет шанс еще раз вызвать к себе повышенный интерес. Кроме возможных семи "Золотых масок", уже есть предложения, связанные с гастролями.