Мы сейчас поговорим о том, насколько опасно вулканическая пыль для двигателей самолетов. На связи со студией радио "Вести ФМ" - почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, летчик-испытатель Магомед Толбоев.
"Вести ФМ": Не преувеличение ли это, действительно ли эта пыль может каким-то образом помещать работе самолета? Были разные случаи, когда двигатели останавливались, но потом вновь заводились. И вот сейчас наш корреспондент узнала, что, возможно, даже в Англии перестраховались в связи с этой ситуацией.
Толбоев: Я не могу судить о реальной угрозе и масштабах выбросов, но, в любом случае, растворенная пемза в атмосфере – это как наждачная пыль. Естественно, она "протирает" двигатель, забивает электронное оборудование. В общем, целый комплекс воздействия. Даже система кондиционирования может забиться. В одном случае может повезти, а десятках – не повезти. Поэтому в данной ситуации, я считаю, лучше огибать такие явления, как выброс в атмосферу огромного количества пепла.
"Вести ФМ": Наверное, такое огромное количество пепла вокруг территории Европы и непосредственно над Европой, обойти не удастся. В принципе, конструкция самолета предусматривает ли такого рода столкновения с этой пылью?
Толбоев: При разработках закладывается конструкторская мысль противостоять и в небе, и на земле бурям, функционировать в зоне боевых действий, это мы все предусматриваем. Но если воздействие происходит продолжительное время, то система фильтрации может не справиться, система тонкой очистки. Лучше в данной ситуации перестраховаться, чем подвергать самолет опасности.
"Вести ФМ": Не было ли таких трагических случаев столкновения с этой пылью? Всегда ли двигатели заводились вновь и самолеты долетали?
Толбоев: Слава богу, таких случаев было мало, но в данном случае речь идет о европейской части, где огромное количество самолетов в воздухе одновременно, это насыщенная воздушная зона. Здесь рисковать, я считаю, нельзя.
"Вести ФМ": Все-таки, если получилось так, что самолет попал в такого рода ситуацию, то может ли он из неё выйти?
Толбоев: Да, будем надеяться, гарантировать не могу, но будем надеяться, что если попадет, то система выдержит.
"Вести ФМ": Поступило сообщение от МЧС, что это облако, которое дошло до нашей территории, не представляет никакой опасности. Что это значит, оно уже как-то рассеялось?
Толбоев: Естественно, в процессе продвижения по воздушным массам идут осадки, которые в любом случае тяжелее воздуха, и они начинают оседать и уходить вниз. Атмосфера становится более прозрачной. Но здесь речь идет именно о том, что после перемещения на расстояние 600 – 800 километров идет очистка естественным путем. Есть измерительные приборы, это не так уж сложно определить. Есть зондирование атмосферы, есть лаборатория.
"Вести ФМ": Допустим, это облако висит над севером Европы, и при благоприятных условиях, когда ветер подул в другую сторону, сколько должно пройти времени, чтобы над этой территорией самолеты возобновили свои полеты?
Толбоев: Все зависит от того, как происходит процесс. Мы же не можем, сидя здесь, рассуждать, что там происходит в атмосфере Европы. Определят европейские специальные службы, которые берут пробы, анализы и после этого дают заключение.
Читайте и слушайте:
Миллионы европейцев и россиян посыпают голову пеплом
Облако вулканического пепла грозит "ослепить" москвичей
Извержение вулкана не даёт похоронить президента Польши
Извержение вулкана может разбудить еще одного "соседа"
Генрих Штейнберг: облако от вулкана – это обычная пыль
Европа задыхается от хаоса в авиационном сообщении
Облака вулканического пепла накрыли Латвию