Первый "спасьонавт": моя вторая родина – Россия

Рассказ о том, как один простой русский и один простой француз стали знаменитыми героями как раз после того, как познакомились. Отмечавшемуся на этой неделе Дню космонавтики посвящается.

"Вести в субботу" продолжают показ специальной серии, посвященной Году Франции в России и России во Франции. До сих пор в этой серии рассказывали о людях, которые входили на русско-французское поле, уже будучи знаменитыми в своих странах. Будь то недавний гость передачи Игорь Косталевский или Александр Дюма. Но сегодня рассказ о том, как один простой русский и один простой француз стали знаменитыми героями как раз после того, как познакомились. Отмечавшемуся на этой неделе Дню космонавтики посвящается.

"Этот русский трактор уже тридцать лет у меня", – говорит первый французский космонавт Жан-Лу Кретьен.

Во французской Бретани экспортный трактор из СССР выглядит подлинной экзотикой. Но его владелец – первый спасьонавт Франции Жан-Лу Кретьен – советской технике доверяет с тех пор, как в 2 июля 1982 года стартовал с Байконура на космическом корабле "Союз-Т6".

И Жал-Лу Кретьену, и Патрику Бадри, когда впервые вошли в тренажерный зал станции, странной показалась компоновка приборов и рабочих мест. На архивных кадрах – подготовка к тому историческому полету. Приехав в подмосковный Звездный городок по программе "Интеркосмос", Кретьен два года проходил тесты и испытания. Кстати, часть съемок сделал командир экипажа Джанибеков.

Вспоминая тот полет, Владимир Джанибеков признается: сначала радости от прибытия зарубежного гостя не испытал, но потом постепенно сдружился с Кретьеном, которому, к тому же, удалось успешно преодолеть языковой барьер.

"Это был очень многогранный и интересный партнер, и поэтому мы очень быстро сблизились", – вспоминает лётчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Владимир Джанибеков.

Орден Ленина, полученный в том же 1982 году вместе со звездой Героя СССР, особенно дорог Жан-Лу Кретьену. Ведь получен он, в том числе, и за то, как экипаж с честью вышел из нештатной ситуации, возникшей за считанные минуты до стыковки "Союза" с орбитальной станцией "Салют-7". Тогда на корабле внезапно выключился бортовой компьютер.

"Мы были недалеко от станции, и случайно компьютер останавливается, и корабль начинает крутить. И мы уже начинаем крутить его для того, чтобы двигатель был сзади, чтобы тормозить", – вспоминает французский космонавт.

За тот же полет Владимир Джанибеков получил высшую награду французской республики – Орден почетного легиона.

"Мы должны были показывать картинку сближения, стыковки на весь мир, в том числе и на Париж. В ЦУПе кто-то нашел кассету, вставил ее, на мониторе пошла картинка сближения и стыковки одного из предыдущих кораблей. И все произошло вовремя, и никто ничего не понял. Факт в том, что экипаж состыкован", – смеется Владимир Джанибеков.

С тех пор космическое сотрудничество России и Франции давно ушло за рамки совместных полетов в космос. На заводе всемирно известной космической корпорации EADS Astrium по заказу российского госпредприятия "Космическая связь" производят новейший спутник связи "Экспресс АМ4". Уже в следующем году он должен пополнить российскую группировку геостационарных спутников.

"Что вы помните о временах полета Кретьена и Джанибекова, когда СССР и Франция очень тесно сотрудничали?", – спросил корреспондент "Вестей в субботу" заместителя проектного менеджера спутника "Экспресс АМ-4" EADS Astrium Жана-Франсуа Диррезона.

"Ну, я был очень молод тогда. Мне было 10 лет. И это прекрасные, но воспоминания. А вот сегодня у нас прочное сотрудничество. В России теперь работает много французов, а во Франции много русских", – ответил он.

"Если обратиться к истории, то полезные нагрузки для сегодняшней группировки Российской Федерации, действительно, создавались французскими компаниями", – отметил генеральный директор ФГУП ''Космическая связь'' Юрий Прохоров.

Космический завод имени Хруничева – предприятие, у которого с Францией свои давние связи. Изготавливаемые здесь ракетоносители "Протон-М" помогли вывести на орбиту уже более десятка французских спутников. Но это все-таки уже прошлое. Будущее, по словам руководства предприятия, – это полноценное сотрудничество в производстве сложных космических аппаратов.

"Вот сзади меня представлен полноразмерный макет для динамических испытаний космического аппарата "КазСат-2", в том числе и на этом аппарате установлены макеты приборов французских, которые в дальнейшем попадут и на штатный космический аппарат", – пояснил заместитель генерального конструктора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Юрий Бахвалов.

Тем временем Владимир Джанибеков и Жан-Лу Кретьен разговаривают по телефону.

- Привет, Жан-Лу! Это Володя.
- А, Володя! Добрый день! Добрый вечер у тебя даже.
- Здравствуй, дорогой! Нет, у нас тут день, полдень буквально. Я тебя давно не видел, не слышал. Как ты жив?
- Ну, хорошо. Немножко грустно. Не был у тебя уже давно и сейчас соскучился. Я буду считать, сколько дней осталось до начала июля. Как я сказал уже много лет назад, это моя вторая родина – Россия.

После этого разговора Жан-Лу Кретьен показал красоты французской Бретани, среди которых стоит его дом. Зеленые луга, воды Ла-Манша и голубое небо, за которым – далекий, и в то же время знакомый космос, куда он впервые попал благодаря русским.