В Тольятти "АвтоВАЗ" отмечает юбилей "копейки"

Для некоторых россиян это не просто средство передвижения, а настоящая семейная реликвия, которую не жалко отдать только в руки коллекционера
19 апреля 1970 года с конвейера сошло шесть "ВАЗ-2101", вскоре завод стал выпускать по 1500 машин в день
В понедельник в Тольятти встречали самых опытных и искушенных российских автомобилистов - владельцев легендарных "копеек"
Автомобиль устарел, но даже с приставкой "ретро" он продолжает колесить по дорогам
Для некоторых россиян это не просто средство передвижения, а настоящая семейная реликвия, которую не жалко отдать только в руки коллекционера
19 апреля 1970 года с конвейера сошло шесть "ВАЗ-2101", вскоре завод стал выпускать по 1500 машин в день
В понедельник в Тольятти встречали самых опытных и искушенных российских автомобилистов - владельцев легендарных "копеек"
Автомобиль устарел, но даже с приставкой "ретро" он продолжает колесить по дорогам
В Тольятти отмечают юбилей самой, пожалуй, уважаемой модели отечественного автопрома. Ровно 40 лет назад с конвейера сошёл первый ВАЗ-2101, который в народе прозвали "копейкой".

В Тольятти отмечают юбилей самой, пожалуй, уважаемой модели отечественного автопрома. Ровно 40 лет назад с конвейера сошёл первый ВАЗ-2101, который в народе прозвали "копейкой". Этот автомобиль на долгие годы стал главным символом благосостояния и верным помощником миллионов советских семей.

Сверкающий лаком насыщенно вишневого цвета экспонат заводского музея до сих пор производит впечатление нового авто. Хотя отъездил по дорогам 19 лет и кузов не перекрашивали ни разу. Этот автомобиль был первым, проданным через торговую сеть в 1970 году. Купил его житель Тольятти гражданин Пенкин, а в 1989 завод поменял его "копейку" на новую "девятку", сохранив раритет для истории.

ВАЗ 2101, по сути был точной копией итальянского FIAT-124. Только прежде чем стать продуктом советского автопрома, он перенес порядка 800 изменений, и получил имя "Жигули" в честь гор, которые окружают Тольятти. Позже выяснилось, что в некоторых языках у этого слова оскорбительный подтекст, и на экспорт автомобиль шел под брендом "Лада". 19 апреля с конвейера сошло шесть автомобилей, вскоре завод стал выпускать по 1500 машин в день. Но даже такие объемы не могли в одночасье насытить рынок. Так велико было количество советских граждан, желающих стать автолюбителями.

Инна Малкина впервые села за руль "копейки" в три года, будучи на коленях у отца. Она помнит, что на тогдашний главный символ благосостояния семья копила восемь лет. 5,5 тысяч советских рублей за 30 с лишним лет эксплуатации себя давно окупили.

"Ничего не менялось, все абсолютно родное, даже колеса, на удивление резина тех времен", – говорит Инна Малкина, автолюбитель.

В этой машине до сих пор все так, как задумано конструктором, из нового только часы от более поздней модели и самый узнаваемый и пожалуй, единственный элемент советского тюнинга,- розочка из оргстекла на ручке переключения передач.

Более серьезные доработки делались руками спортсменов. На этой копейке пилот команды "Авто ВАЗ" Анатолий Кривобоков дважды становился чемпионом СССР и трижды брал серебро.

Количество лошадиных сил и время разгона до 100 километров в час. В советские времена это интересовало разве что только спортсменов. Всем остальным это было неинтересно. В те времена, когда появилась копейка, она либо уже была, либо была заветной мечтой.

Форсированный двигатель, и переделанная трансмиссия быстро позволили малолитражке потеснить на треке тогдашнего законодателя спортивной моды, "Москвич".

"Эту модель все уважали и потом оценили, что она достаточно неплохая машина, двигатель, коробка, все узлы и агрегаты работали, по сравнения допустим с "Москвичом" в те времена, она имела меньше проблем в обслуживании долговечности", – рассказывает Анатолий Кривобоков, мастер спорта международного класса по автоспорту. В 1970-1980-х годах пилот команды "АвтоВАЗ".

Еще на стадии проектирования тольяттинского автогиганта многие эксперты сомневались в правильности выбора флагманской модели. Называя FIAT-124, консервативным и малоперспективным в плане изменения конструкции. Опасения подтвердились. Спустя 40 лет завод продолжает выпускать автомобили на базе "копейки".

"По-хорошему, этот день рождения должен прежде всего заставить людей задуматься о том, что уже хватит догонять, надо уже опережать, и надо прежде всего проводить работу над собой, и над теми процессами, которые происходят на "АвтоВАЗе" и которые, конечно, устарели", – говорит Максим Нагайцев, вице-президент ОАО "АвтоВАЗ" по продажам и маркетингу.

Сегодня копейка, в прямом смысле слова бережет рубль своим владельцам. По программе утилизации многие уже поспешили расстаться с легендарным авто. Но для некоторых он не просто средство передвижения, а настоящая семейная реликвия.

"Эта машина никогда не будет продаваться. Если только когда-то я решусь, лет через 10 отдать хорошему коллекционеру, который не будет терзать её гонками, а будет показывать людям, что когда-то был такой век, такие машины выпускались", – утверждает Инна Малкина, владелец ВАЗ-2101.

Учитывая, что таких поклонников марки по стране немало, знаменитая на весь мир "копейка" вполне может доехать своим ходом до золотого юбилея.