Из "Обрыва" могло получиться пять спектаклей. Реплика Григория Заславского

Ночные тайные встречи, любовь, самоубийство, даже революционер, сосланный под наблюдение полиции, - все есть в романе Гончарова "Обрыв", который взялся поставить в МХТ имени Чехова Адольф Шапиро. О премьере – обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Ночные тайные встречи, любовь, самоубийство, даже революционер, сосланный под наблюдение полиции, - все есть в романе Гончарова "Обрыв", который взялся поставить в МХТ имени Чехова Адольф Шапиро. О премьере – обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Заславский: Адольф Шапиро, только что получивший "Золотую маску" за лучшую оперную премьеру прошлого сезона – "Лючию ди Ламмермур" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, сам предложил "Обрыв" Гончарова, когда Табаков заговорил о новой работе. И сам начал писать инсценировку, и было понятно, что это - нелегкий труд, поскольку роман - одно, там можно спокойно начать новую главу словами, например, - прошла зима, снова наступило лето. А как это сыграть? Шапиро и не скрывает сложностей, с которыми ему пришлось столкнуться.

Шапиро: По этому роману можно сделать пять-шесть пьес. Одна пьеса будет называться "Бабушка", другая – "Вера", третья – "Райский", четвертая – "Марфенька"… Мне было важно донести до зрителя полифоническую структуру романа, поэтому основные линии сохранены. А удалось ли это или нет, не мне судить. Я хотел. Меня интересовала трагедия на русской национальной почве.

Заславский: Сделать из романа короткую историю, конечно, трудно, да Шапиро - не из тех, кому интересно ломать классические сюжеты - и спектакль его в Художественном театре идет три часа двадцать минут, - можно сказать, что режиссер доверяет зрителю, его терпению и желанию досмотреть до конца и узнать - чем же все кончится. Все-таки - почти детектив. Обрыв же - не только метафора, у Гончарова там проходят ночные свидания, там, где так страшно, поскольку сказано же в романе, что обрыв, которым заканчивается сад, пугает обитателей дома: по преданию, на дне его в далекие времена "убил за неверность жену и соперника, и тут же сам зарезался один ревнивый муж, портной из города. Самоубийцу тут и зарыли, на месте преступления".

В спектакле играют Ольга Яковлева, Станислав Любшин, Михаил Хомяков, Анатолий Белый. Белый играет Райского, героя романтического, - кстати, когда-то актер прославился, сыграв в спектакле Облом-офф, в пьесе Михаила Угарова по роману Гончарова же, причем очень многие считают ту пьесу Угарова образцом самой что ни на есть новой драмы. Вот что говорит Белый о своей новой работе:

Белый: На обрыве живется тяжело, но интересно. Как, в общем, в нашей стране. Я с Гончаровым сталкиваюсь второй раз. Это более детальное, более глубокое знакомство. Было непросто репетировать – мы вгрызались в материал. Но в классике хорошо. Особенно если поймал волну.

Заславский: В МХТ, к слову, не хотели играть премьеру в апреле, думали, что и сегодняшний спектакль, и спектакль 30 апреля сыграют еще как предпремьерные. Но публика посмотрела, какие-то знакомые, друзья сказали, что хорошо и вот - решили, что можно уже и премьеру объявлять.