Владимир Гусев: Штольц во мне побеждает, но Обломов тоже живет

Президент наградил орденом "За заслуги перед Отечеством" директора Русского музея Владимира Гусева. Это подарок к юбилею – Владимир Александрович отмечает 65-летие. Именно под его руководством Русский музей не просто выжил в переломные годы, но и стал одним из ведущих мировых культурных центров.

Президент наградил орденом "За заслуги перед Отечеством" директора Русского музея Владимира Гусева. Это подарок к юбилею – в воскресенье Владимир Александрович отмечает 65-летие. Именно под его руководством Русский музей не просто выжил в переломные годы, но и стал одним из ведущих мировых культурных центров.

В биографии директора Русского музея, известного российского искусствоведа Владимира Гусева не было ничего предопределенного. Гены и семейные традиции указывали на возможность военной карьеры. Первый профессиональный опыт приобретался в индустриальном техникуме. Жизнь уроженец Твери постигал в советской армии, которой было отдано аж три года. В Академию художеств Гусев поступал вполне осознанно, строгая северная столица внесла в профессиональные планы существенные коррективы.

"Я пытался заниматься в Студии военных художников имени Грекова, но потом как-то понял, что в искусстве надо быть либо вот там, – показывает Владимир Гусев в небо, – либо уже искать какие-то… Вот я почувствовал, наверное, что чего-то во мне не хватает, и стал историком искусства".

С дипломом Академии художеств в 1978 году Владимир Гусев пришел устраиваться на работу в Русский музей. Первая попытка оказалась неудачной – молодому специалисту отказали, так как у него не было ленинградской прописки. До начала восьмидесятых в неустроенном провинциале совершенно не угадывался будущий руководитель музейной империи. Но от судьбы не уйдешь. В 1988 году Гусев побеждает на вполне демократических (веяние времени) выборах директора музея с перевесом в 60 голосов.

- Вы работали в музее на сломе эпох: система советская и новая демократическая Россия. Власть там, и там. Где она ближе к искусству?

- Она хороша там, где она не слишком близко к искусству. Ведь как говорил Владимир Ильич Ленин в свое время? Он говорил: "Я в современном искусстве ничего не понимаю (хотя, наверное, лукавил), вот обратитесь в Луначарскому". И слава Богу, у него руки как у большевика не дошли… Он говорил, перелистывая альбом по искусству: "Какое поле деятельности! Жалко руки не доходят". Вот у Иосифа Виссарионовича руки дошли, поэтому в советское время на искусство очень так власть пристально смотрела. Поэтому сейчас, конечно, интереснее.

Феномен Гусева сформировался на сломе эпох. В конце восьмидесятых годов в ленинградских музеях шла смена поколений. Руководителями становились люди, призванные решать не художественные и даже не музейные в чистом виде, а скорее, бизнес-задачи: как заработать при сокращении государственного финансирования, как не заморозить реставрационный процесс, как привлечь инвесторов для проведения новых выставок.

Русский государственный не просто удержался на плаву, с Гусевым о музее заговорили как о новом городе внутри большого Петербурга. Шестнадцать зданий, две с половиной тысячи сотрудников, площадь, сравнимая с площадью Ватикана. В 2003 году новые русские передвижники шагнули с выставочными проектами в российскую провинцию.

"Мне провинция дороже, честно говоря, потому что я сам родился и вырос в провинции. И Москва была замечательной, когда она была провинцией, вот таким смородиновым раем с усадьбами. И Петербург, по-моему, много приобрел, перестав быть столицей. Поэтому провинция – это то, где растет культура по-настоящему", – считает директор Русского музея.

За семь лет выставки Русского государственного музея прошли в восемнадцати городах страны, включая регионы, до которых высокое столичное искусство раньше доходило только в виде репродукций. За выставочным последовал этап виртуализации художественного наследия. Интернет-филиалы музея сегодня действуют по всей России. Последняя новость – на расширении подобной сети настаивают ценители русского искусства из Финляндии.

Успех музея, по мнению директора, в работе команды – сильное научное звено и профессиональные заместители, которым можно доверить решение задач любой сложности. Талант общения не мешает Владимиру Гусеву оставаться достаточно закрытым человеком. Штольц в нем борется с Обломовым, и исход этой борьбы пока не ясен.

"Иногда бурная деятельность, она вреднее гораздо, чем бездеятельность. Хотя и с самыми благими намерениями, которыми иногда вымощена дорога, сами знаете, куда. Поэтому Штольц во мне все время борется, все время, к сожалению, побеждает, но Обломов тоже живет", – признался Владимир Гусев.