Владимир Чупров: надеемся, Обама пересмотрит решение о бурении

Владимир Чупров: надеемся, Обама пересмотрит решение о бурении
Гигантское нефтяное пятно, которое образовалось после пожара и затопления буровой установки Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, уже достигло устья американской реки Миссисипи. Пятно распространяется в районе обитания множества видов птиц и морских животных.

Гигантское нефтяное пятно, которое образовалось после пожара и затопления буровой установки Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, уже достигло устья американской реки Миссисипи. Пятно распространяется в районе обитания множества видов птиц и морских животных. Губернатор штата Луизиана Боб Джиндал собирается привлечь несколько тысяч военнослужащих к очистке побережья штата от последствий разлива нефти в Мексиканском заливе. С такой просьбой он уже обратился к Пентагону. Ожидается, что в скором времени нефтяное пятно достигнет побережья штата. Говорим на эту тему с руководителем энергетической программы Гринпис России Владимиром Чупровым. Он на связи со студией "Вестей ФМ".

"Вести ФМ": Может ли гигантское нефтяное пятно, которое образовалось в Мексиканском заливе, превратиться в одну из крупнейших экологических катастроф, которые когда-либо видел мир?

Чупров: Действительно, если речь будет идти о десятках или даже сотнях тысяч тонн нефти, которые попадут в окружающую среду, мы можем говорить о катастрофе регионального масштаба, аналогичной той, что была в Республике Коми в 94 году, примерно 15 лет назад, когда вылилось порядка 100-200 тысяч тонн нефтесодержащей жидкости. То есть да – катастрофа.

"Вести ФМ": А что здесь можно сделать? Уже предпринимаются какие-то совершенно экстраординарные меры, но пятно продолжает растекаться. Там же ведь находится масса различных курортов вокруг...

Чупров: Действительно сама авария усугубляется тем, что рядом густонаселенные районы, там всевозможные объекты, пляжи. Флорида всем известна своей рекреационной инфраструктурой. Действительно, проблема не только для окружающей среды, но и для человека.

"Вести ФМ": Как может закончиться все это дело, если говорить об экономике региона? Известно, что некоторые страны живут именно за счет ловли рыбы как раз вот в этом районе. Насколько серьезны могут быть потери?

Чупров: Все зависит от уровня и степени разбавления нефти, которая попадет в окружающую среду. Ихтиофауна, рыба,  имеет свойство сорбировать, то есть собирать нефтепродукты, ну, любые вещества, растворенные в воде. Поэтому здесь, скажем так, риск того, что рыбные ресурсы значительно пострадают, конечно же, есть. Так же, как и водоплавающие птицы, так же, как и планктон, то есть все живые организмы, которые существуют в толще воды. Пленка препятствует проникновению воздуха и может создать проблемы для воздухообмена между океаном и атмосферой. Не надо забывать, что то, что мы видим на поверхности воды, это только часть фракции, потому что тяжелые фракции опускаются на дно в виде комков мазута и там могут влиять на уже ихтиофауну, которая связана с морским дном. Часть испаряется – это легкие фракции, или сжигается, как сейчас происходит в Мексиканском заливе. И здесь страдают уже все, кто дышит и попадает под вот этот факел.

"Вести ФМ": Как вам кажется, сколь долго еще будут пытаться бороться с этим пятном? Когда его дастся локализовать? Есть какие- прогнозы?

Чупров: По словам главы береговой охраны Штатов, фонтанирование может занять до трех месяцев. То есть можно говорить о десятках, как минимум, тысячах тонн нефти. И тут вопрос...

"Вести ФМ": То есть еще три месяца пятно может продолжать расширяться, можем так сказать?

Чупров: Да. Три месяца оно будет расширяться, будет постоянно идти подпитка из напорных пластов, откуда идет эта скважина. Вопрос, что с этим делать дальше. Человечество, к сожалению, не нашло пока таких действенных механизмов по борьбе с подобными проблемами. Например, в Штатах предлагают бурить компрессионную скважину, чтобы снизить давление, и побыстрее, чтобы прекратилось фонтанирование. В свое время, в начале 70-х годов в Союзе была аналогичная ситуация в устье Печоры – там был произведен подземный ядерный взрыв. Но он не помог, и фонтанирование кончилось само собой, по прошествии длительного времени. Поэтому нужно всегда помнить о том, что природа – это всегда хрупкое, непредсказуемое, мы – далеко не цари, мы не владеем ситуацией, и изменения климата это очень четко показывают. И мы очень надеемся, что принятое месяц назад Обамой решение бурить шельф (в свое время зарезервированное, а сейчас фактически распечатанное Бушем и Обамой для решения проблем энергетической независимости) будет пересмотрено. Потому что на сегодня самое оптимальное, конечно, это развитие возобновляемых источников энергии, которые исключаются вот такие вот катастрофические последствия.

Читайте по теме:

Александр Москаленко: природа в очередной раз нам показала, кто в доме хозяин