Новый закон благоволит к комедиям про любовников. Реплика Григория Заславского

Режиссеры государственных театров в панике, говорят, что совсем скоро их начнут выгонять из собственных зданий. Другие переживают, что вместо "Трех сестер" им придется ставить одни только комедии про любовников, которых мужья находят в шкафу. И все это - из-за закона о реформе бюджетных учреждений. Возможно ли это, - пытался разобраться обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Заславский: Радоваться или рвать волосы на голове? Театральные деятели, кажется, больше склоняются ко второму, откликаясь на принятый Госдумой законопроект о реформе бюджетных учреждений.

Правда, время для раздумий еще есть - новая жизнь начнется с 1 июля 2012 года, а суть закона - в том, что всякое пока еще бюджетное учреждение станет либо казенным, либо бюджетным, либо автономным учреждением.

Правда, по нашей информации, особого выбора - во всяком случае, у театров - не будет. Казенными им остаться никто не позволит, поскольку театры сами способны зарабатывать деньги и сами хотят их тратить, добавляя в доход, казенному учреждению, по новому закону, будут выделять деньги из бюджета на все нужды, но и все заработанные рубли и копейки им придется возвращать в государственный карман. Бюджетные получат кое-какую свободу, а у автономных - свободы будет хоть отбавляй, но зато и государство будет себя чувствовать по отношению к ним тоже свободно, без чувства вины. Обязательств - почти никаких, вместо бюджета - дотация на исполнение госзаказа. Впрочем, государство по-прежнему обещает учреждениям культуры исправно переводить деньги за коммунальные платежи и на зарплату, но, разумеется, по имеющимся тарифным сеткам, а это - немного, надо признать. Но свобода - на то и свобода, она, как написал поэт, приходит нагая.

Театральные деятели, надо заметить, первые и едва ли не единственные, кто несколько лет назад, едва появились первые разговоры о готовящейся реформе, выступили против нее единым фронтом. Действительно, причесать под одну гребенку больницы, школы, музеи и театры - дело, наверное, и невозможное. Наблюдательные советы в больницах, может быть, и нужны, но в театре - точно нет. В новом законе такие советы уже не навязываются. Но дело, конечно, не только в советах, которые - есть они или нет их - обычный зритель никогда не узнает.

Что с репертуаром - конечно, главное, что волнует публику. Борис Мездрич, известный всей России театральный директор, ныне возглавляющий Ярославский академический театр драмы, уверенно говорит, что реформа приведет к очень быстрым изменениям в репертуарной политике. Начнут господствовать спектакли, созданные по коротко живущей литературе. Это приведет к такому простецкому театру, и в содержательном плане, и в материальном.

Готов жить скромно - экспериментируй, хочешь богатой жизни - придется отдать предпочтение легкомысленным комедиям, желательно - с минимум декораций, как в большинстве нынешних антреприз.

А с другой стороны, как тут ни вспомнить слова Товстоногова. Много лет назад - сорок лет прошло уже - он заметил глубокомысленно, что будущее театра - как раз за антрепризами. И не стоит забывать, что именно антрепризой - имея в виду организацию производства - были и Театр Корша, и даже Московский художественный театр. Из них потом родился нынешний русский репертуарный. Не зря говорят, что все возвращается, а история идет по кругу.
 

Сегодня