Тема:

Скандальный Генплан 12 лет назад

Противников Генплана смел фактор внезапности

Однако соотношение сторонников и противников Генплана вне стен Мосгордумы явно не то, что в зале заседаний
Однако соотношение сторонников и противников Генплана вне стен Мосгордумы явно не то, что в зале заседаний
27 против двух – с таким перевесом в Мосгордуме был принят Генеральный план развития столицы. Документ, над которым власти работали пять лет, призван сделать мегаполис более комфортным. Однако соотношение сторонников и противников Генплана вне стен Мосгордумы явно не то, что в зале заседаний.

27 против двух – с таким перевесом в Мосгордуме был окончательно принят Генеральный план развития столицы. Документ, над которым власти работали пять лет, призван сделать мегаполис более комфортным. Однако соотношение сторонников и противников Генплана вне стен Мосгордумы явно не то, что в зале заседаний. И, вероятно, эта битва за Москву, еще далека от финала.

Третье чтение – это всегда финал дискуссий, почти окончательное решение. Еще нет подписи мэра. Одни называют это итогом. Другие – приговором. Генплан развития Москвы никого не оставил равнодушным.

Вот уже несколько месяцев оппоненты называют друг друга предателями. "Были произнесены слова, за которые у нас, в Сокольниках, где я вырос, просто бьют в рожу", – говорит главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

Такие эмоции – потому что такой облик Москвы мало кого устраивает. За последние годы вписать новое в исторический контекст не получилось. Получилось втиснуть. Можно приехать в Париж, чтобы полюбоваться перспективой Елисейских полей, но нельзя приехать в Москву, чтобы без помех разглядеть Красную площадь и Храм Христа Спасителя.

На новый Генплан были большие надежды. И все хотелось обсудить спокойно – тем более что до 2012 года можно было не спешить. Но Мосгордума тянуть не стала.

"Эта поспешность лишь отражает желание заинтересованных групп, в том числе инвесторов, в том числе некоторых компаний, принадлежащих крупному бизнесу, зафиксировать нынешнее положение дел", – считает член Общественной палаты РФ, главный редактор журнала "Эксперт", директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев.

Будущее Хитровской площади в этом смысле – классический пример. Сравнительно недавно тут исправили градостроительную ошибку 30-х – снесли здание техникума. Но оказалось – для того, чтобы построить бизнес-центр, который и закроет собой все пространство площади с двухсотлетней историей, и лишит эту часть города зрительной перспективы.

Новый Генплан такой подход разрешает: если та или иная территория не попала в так называемую "зону стабилизации", то там возможны и реконструкция, и снос, и новое строительство. Ни первого, ни второго, ни третьего не будет на Пушкинской площади, но будет под ней. А если кто против, считают авторы идеи, то они – ретрограды.

"Эксперты, которые участвуют (я среди них – самый молодой), только два слова знают – филармония и библиотека, на все остальное или дрожь в коленках, или одышка, а молодежь хочет другое – место, где она могла бы потанцевать, – рассуждает Александр Кузьмин. – Они не хотят пить пиво около Пушкина, а хотят пить его в нормальном месте".

Жители микрорайонов вдоль Щелковского шоссе рассказывают, что, ознакомившись с Генпланом, увидели: территория, где стоят их дома, обозначена как "офисно-административная и торговая". Испугались и жители Кутузовского – их ждет точечная застройка и много паркингов.

При этом в правительстве Москвы неожиданно прекратила работу комиссия, куда можно было жаловаться как раз на точечную застройку.

"Я опасаюсь, что это связано, в том числе и с принятием Генерального плана, – говорит депутат Госдумы РФ (фракция "Справедливая Россия") Галина Хованская, – то есть, по-видимому, точечная застройка будет также активно продолжаться, как она и существовала".

Авторы Генплана говорят, что они услышали замечания: скорректирован проект застройки Кадашей. Ограничена этажность офисных зданий, наступавших на Храм Воскресения. Но этого мало, возражают эксперты и цитируют Генплан.

"На Олимпийском проспекте – башня 240 метров, на площади Тверской заставы – 250 метров, на площади Таганских ворот – 75 метров", – перечисляет главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований, член президиума экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Борис Пастернак.

Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова добавляет: "Самое страшное, что я обнаружила в нашем Генеральном плане, – это то, что муниципальное жилье будет строиться за пределами МКАД".

Самое частое замечание к Генплану: он не решает проблему московских пробок. Просто расширяются улицы, которые продолжат упираться либо в центр, либо в узкие съезды на кольцевые магистрали.

"Меня можно застрелить, но перед "бутылочным горлышком" транспортный поток не разгоняют", – говорит научный руководитель НИИ транспортного и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Критики называют Генплан устаревшим лет на 15. Авторы предлагают дождаться результатов. И говорят о международной поддержке. Венесуэла попросила помочь с Генпланом – там хотят, чтобы Каракас стал немного похож на Москву.