Тема:

Скандальный Генплан 13 лет назад

Новый Генплан Москвы. Реплика Максима Соколова

В среду, 5 мая, Мосгордума утвердила Генплан Москвы в третьем чтении. Желание поскорее принять этот документ даже побудило московское руководство к северной хитрости.

В среду, 5 мая, Мосгордума (МГД) утвердила Генплан Москвы в третьем чтении. Желание поскорее принять этот документ даже побудило московское руководство к северной хитрости. Первоначально была договоренность с Общественной палатой РФ о проведении консультаций и согласований с экспертами на предмет улучшения документа, и улучшенный Генплан предлагалось предъявить МГД лишь в конце мая.

Однако затем у руководства возобладало мнение, что лучшее враг хорошего, и финальное, третье, чтение провели досрочно. Возможно, дело тут было не в лучшем и не в хорошем, а в том соображении, что в нынешнем, отчасти каникулярном, затишье: между 1 мая и Днем Победы Москва сильно пустеет, и будет сподручнее быстро утвердить спорный документ. Тем более, что никакого желания что-то там согласовывать и не наблюдалось.

Официальные лица города Москвы говорили о так называемых экспертах, и зачем с этими "так называемыми" вообще о чем-то разговаривать. Тем более, что Юрий Михайлович Лужков назвал Генплан "потрясающе положительным документом", а улучшать и кроить потрясающе положительный документ - это даже каким-то кощунством отдает.

С другой стороны, посмотрим на вещи здраво. С точки зрения тех самых экспертов проект Генплана был в принципе неудовлетворителен. Причем, их не удовлетворяли самые ключевые моменты. Отсутствие внятной транспортной стратегии, концепция уличного и дорожного строительства, отсутствие согласованности генпланов Москвы и области, отсутствие специальных регламентов для исторической зоны Москвы. Самая же главная претензия была в том, что Генеральный план, который по определению должен содержать в себе генеральное, то есть общее планирование развития города на много лет вперед, то есть содержать в себе дальнесрочную и осмысленную концепцию взаимосвязанных мероприятий, в реальности ничего такого в себе не содержит. В реальности смысл документа: "Так было, так и будет", то есть нынешнюю практику и нынешние тенденции просто предполагается продлить до 2025 года. Тем более, что представитель Москвы в Совете Федерации О.М.Толкачев отмечает: "Мы пришли к городу современному, европейскому, краше которого нет в Европе".

Может быть, краше всех в Европе, может быть, гаже всех в Европе - о вкусах не спорят, но в любом случае невозможно за месяц написать новый Генплан с нуля. Тогда как оппоненты говорят, что документ неудовлетворителен на уровне концепции. На языке парламентской процедуры это означает, что законопроект никуда не годится, и надо его писать заново. До конца мая все равно не успели бы. А поскольку невозможно тянуть до бесконечности, получили бы примерно то же, что и сейчас.

Тем более, что и сами разработчики, зажатые между своими профессиональными познаниями и требованиями начальства, прекрасно знают цену потрясающе положительному документу. Об этом говорит хотя бы та новация, что ныне в Генплан (напоминаем: в долгосрочный концептуальный документ, рассчитанный на 15 лет) можно будет вносить исправления каждые три месяца. При такой частоте корректировок говорить о какой-либо многолетней перспективе вообще затруднительно.

В сухом остатке получился документ, главный смысл которого в списке тех районов, где можно больше ломать и строить, и тех районов, где ломать и строить предполагается меньше. Если, конечно, не будут внесены попутные исправления. Прочие вопросы развития городского организма сама собой разрешит невидимая рука рынка, тем более, что эта рука издавна благосклонна к столичному стройкомплексу.

Радоваться тут нечему, особенно скорбеть тоже не стоит. При сохранении нынешнего столичного руководства самый распрекрасный Генплан будет исполнен таким образом, как у нас все в столице исполняется. Если дойдет до перемены руководства, новое начальство, обнаружив, какие авгиевы конюшни достались ему в наследство, будет вынуждено как-то все это разгребать, и трудно ожидать, что при этом оно будет молиться на Генплан имени Ю.М.Лужкова, как на икону.

Нынешнее руководство потому-то так и упирается с уходом, потому что понимает, что в этом случае довольно многое поневоле изменится. Ну, и почему же для Генплана при грядущих переменах будет сделано исключение?