За ленд-лиз мы не расплатились до сих пор. "Автовести" с Сергеем Асланяном

В школьной программе застойного периода в учебнике 8 класса по истории СССР раздел Великой отечественной войны занимал треть книги. Дети подробно разбирали на уроках весь ход войны.

В школьной программе застойного периода в учебнике 8 класса по истории СССР раздел Великой Отечественной войны занимал треть книги. Дети подробно разбирали на уроках весь ход войны, все масштабные операции, а в экзаменационных билетах были даже вопросы о количестве захваченных немецких танков и пушек в Сталинградской битве, потерях с обеих сторон, и количестве пленных фельдмаршалов. Нормальным рефреном выглядела и повседневная жизнь страны, где ход войны и заслуги ветеранов были составной частью общественного сознания, тема войны считались нормой и служила примером в воспитании детей. При этом все верили, что в войну действительно погибло 20 миллионов и что поставки по ленд-лизу по отношению к отечественному производству в период военной экономики составляли всего 4 % (председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге "Военная экономика СССР в период Отечественной войны", 1948).

Не знать правду и не интересоваться ей мы научились, оставив от подвига народа лишь "георгиевскую ленточку", пару странных сериалов якобы документального характера и спор на тему Сталина: все таки полководец или преступник? Число погибших у нас до сих пор тайна, хотя где-то мелькали похожие на реальность цифры в 50 миллионов (+/- 3 миллиона), а вот с ленд-лизом все таки разобрались.

За войну мы всей страной выпустили 265.6 тысяч автомобилей. От Америки и Канады получили 427 тысяч машин. При этом полноприводных грузовиков наша промышленность не выпускала вовсе. Не случайно реактивный миномет "Катюша" мы ставили на Studebaker. И как бы ни пыталась пропаганда рассказать сказку о грузовике ЗиС-5,, вынесшем войну на своих плечах, ездила Красная Армия на американских "Студерах" (Studebaker US-6), а так же на "Шевроле" (Chevrolet G7107), "Фордах" (Ford G8T) и "Доджах" (Dodge WC-51). Анастас Микоян по этому поводу сказал: "Мы получили …около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах, и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления".

Также мы получили 22150 самолетов и 12700 танков. А еще даже в официальных отчетах сообщалось, что Советскому Союзу было поставлено по ленд-лизу 664,6 тысяч тонн мясных консервов, что составило удивительную цифру в 108%. В итоге получается, что ленд-лиз сыграл невероятно важную роль в Победе. Выиграли бы мы войну без всей этой помощи? Да, конечно! Но продлилась бы она на несколько лет больше, и потери были бы настолько запредельными, что не очень ясно, осталось ли бы, кому воспользовался результатами этой победы…

А за ленд-лиз мы до сих пор не расплатились. Америка и Канада предоставили нам помощь на сумму 11,3 миллиарда долларов, что в ценах 2008 года приблизительно равно 140 миллиардам. После войны мы попросили американцев снизить сумму и пытались договориться об этой уступке вплоть до 1972 года, когда наконец-то подписали Соглашение о порядке погашения долгов, определив, что СССР заплатит 772 миллиона долларов к 2001 году. Сейчас установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 год, сумма $674 млн.

"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ"

Читайте также на сайте радио "Вести ФМ":

Юлии Тимошенко не даёт покоя "оранжевый" Майдан

Программа утилизации закончится досрочно

Гордон Браун использует последний козырь 

Российские дети оказались заложниками сухофруктового скандала