Операторы и мошенники выступят единым фронтом против Роскомнадзора

Чтобы оградить граждан от мошенников, Роскомнадзор предложил ввести новую меру. Теперь каждый абонент, желающий получать дополнительные услуги посредством мобильной связи, должен будет подписать специальный договор с оператором.

Чтобы оградить граждан от мошенников, Роскомнадзор предложил ввести новую меру. Теперь каждый абонент, желающий получать дополнительные услуги посредством мобильной связи, должен будет подписать специальный договор с оператором. Только в этом случае он сможет отправлять СМС на любые короткие номера. Сработает ли такая мера против мошенников? Экспертные мнения выслушала корреспондент "Вести ФМ" Людмила Шаулина.

"Отправь СМС на короткий номер" - за этим традиционно следует обещание каких-либо благ: от новой мелодии рингтона до ежедневного индивидуального астрологического прогноза. Отправка СМС-сообщений на короткие номера фактически является формой оплаты услуг. По сути, это банковский сервис, но занимаются им не банки, а операторы связи. И хотя бизнес этот не основной, доходы он приносит немалые, за посредничество берется около половины стоимости СМС, рассказывает президент компании LETA-Group Александр Чачава.

"Мошенники с этого бизнеса получают десятки миллионов долларов, но нельзя забывать, что те же десятки миллионов получают и операторы, и посредники. Там достаточно длинная цепочка. Поскольку рынок неголосовых услуг сотовых операторов уже перевалил за 10%, а СМС-услуги - это существенная часть рынка неголосовых услуг, то, конечно, операторы не очень бы хотели, чтобы их регулировали", - говорит Чачава.

Способ, который предложил Роскомнадзор, ограничивает прежде всего операторов. Чтобы получить техническую возможность отправить СМС на короткий номер, абонент должен будет подписать специальный договор, в котором он будет предупрежден о возможных последствиях, считает Александр Чачава.

"Эффективный путь - заставить операторов контролировать партнеров, которые предоставляют услуги, обязав подписаться на какие-то правила предоставления этих услуг абонентам. Он подписывает какое-то дополнительные соглашения (или это делает в виде публичной оферты) и там прописывает - какого типа услуги он может предоставлять, какого - не может, как он обязуется контролировать поставщиков услуг и так далее", - рассказывает Чачава.

Каждый из пятидесяти миллионов абонентов, скорее всего, не сможет лично подписать договор с оператором. А в публичной оферте, по мнению ведущего аналитика компании Mobile research group Эльдара Муртазина, кроется возможность ограничение обойти.

"Явно появятся мошеннические схемы, где эти договора будут автоматически заключаться при отправке СМС-сообщения. Так называемая публичная оферта. Если весь механизм Роскомнадзором не будет прописан очень четко, то операторы и мошенники, которые играют в эти игры, найдут обходные пути", - замечает Муртазин.

Пока же, рассказывает пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева, на жалобы абонентов операторы разводят руками.

"Что касается содержания, порядка предоставления и стоимости самой промоуслуги, то она разрабатывается и доводится до абонента самим контент-провайдером, не оператором", - поясняет Айбашева.

Пик активности СМС-мошенников пришелся на конец 2009 - начало 2010 года, рассказывает пресс-секретарь сотового оператора МТС Ирина Осадчая.

"В феврале был пик жалоб на вирусное мошенничество, когда компьютер пользователя мог блокироваться атакой вирусом, а затем предлагалось пользователю отправить платный СМС, чтобы разблокировать компьютер", - говорит Осадчая.

Именно это и побудило Роскомнадзор к началу активных действий. Между тем, за рубежом проблема СМС-мошенничества практически искоренена, рассуждает главный аналитик компании InfoWatch Николай Федотов.

"У мошенников рентабельность начинается от сотни обманутых. Если они обманут пять-десять человек, они не окупят свое предприятие, требуется обмануть сотню или даже тысячу. Обязательно кто-нибудь пожалуется в правоохранительные органы и правоохранительные органы тут же выясняют, кто является получателем платежа, а затем блокируют его счет. Мошенник после первого же заявления потерпевшего не получит ни копейки. В России все немножечко по-другому", - рассказывает Федотов.

У нас на то, чтобы закрыть подозрительный счет, нужно дня два, сетует эксперт, но чаще заявление у пострадавшего попросту не принимают, поскольку доказать факт СМС-мошенничества практически не возможно.
 

Читайте также по теме:

Роскомнадзор "укоротит" СМС-мошенников