Скульптуры Церетели "убежали" из музея на улицу

Зураб Церетели, наверное, просто не в состоянии удержать свои произведения за забором мастерской
Зураб Церетели, наверное, просто не в состоянии удержать свои произведения за забором мастерской
Новый музей появился в центре Москвы на Большой Грузинской улице. Из мастерской скульптора Зураба Церетели вынесли на улицу памятники, не поместившиеся, видимо, внутри дома. Скульптурам теперь просторно, а прохожим тесно.

Новый музей появился в центре Москвы на Большой Грузинской улице. Из мастерской скульптора Зураба Церетели вынесли на улицу памятники, не поместившиеся, видимо, внутри дома. Скульптурам теперь просторно, а прохожим тесно.

Тротуар возле сквера на Большой Грузинской улице уже давно плотно заставлен экспонатами. Известный, наверное, каждому москвичу скульптор просто не в состоянии удержать свои произведения за забором мастерской. Там они уже давно перестали помещаться. Поклонникам творчества ничто не мешает насладиться прекрасным на улице.

"Во-первых, всё, что он делает, это красиво, – считает москвич Вячеслав Мочалин. – Во-вторых, он нашу русскую историю поддерживает – наших царей, например. И не только наших: вот Чарли Чаплин, американские президенты".

Американскими президентами запутавшийся почитатель назвал любимых художников маэстро. Концентрация искусства такова, что запутаться немудрено. Лицом к лицу здесь встретились множество членов царской фамилии, которых по каким-то причинам не установили в другом месте, деятели литературы, искусства – и все это под пристальным взглядом клоунов, не поместившихся на Цветном бульваре. Все масштабно, все по заветам скульптора Коненкова, первым разглядевшим в мастере талант, и за это увековеченным тут же, на тротуаре.

"С той стороны вообще тротуар отсутствует, мы вынуждены ходить либо по проезжей части, либо обходить по парку. Я же иду с ребёнком, вынуждена оглядываться и постоянно контролировать ситуацию", – жалуется Марина Иванова.

Купец Василий Горбунов вряд ли предполагал такую судьбу собственного особняка. В советское время здесь располагалось посольство ФРГ, затем московские власти отдали здание скульптору.

"Мало ли кто что хочет, – говорит Сергей Петров, заместитель председателя комиссии по монументальному искусству при Московской городской думе. – Например, я хочу поставить себе памятник под окном, но это непозволительно. Если вы частник, имеете купленную территорию, глухой забор высотой не менее трех метров, то там вы можете делать, что угодно".

С помощью статуи Надежды Константиновны Крупской (жена Владимира Ильича Ленина, участница революционного движения, один из создателей советской системы народного образования – прим. Вести.Ru) мы решили выяснить опытным путем, кому и где можно стоять. Скульптуру установили прямо у входа в управу района Пресненский, чей комментарий получить до этого не удавалось. Представители автора не возражали.

- Мало ли, что автор хочет. Он что – Церетели? Или что? – спрашивает у нас внезапно возникший милиционер.
- Он хочет ее здесь поставить. Это запрещено?
- Да.
- Кем? Где это написано?
- Значит, сейчас придут дворники и поставят ее в другом месте. Вон – на Шелепихе.

Пока ждали дворников, сотрудники милиции пояснили: масштаб мелковат.

- Да кто она такая – Надежда Константиновна? – не успокаивается милиционер.
- Жена Владимира Ильича Ленина.
- Да кто вам сказал, что она жена?
- А они не расписаны?
- Нет, конечно! – победно восклицает страж порядка.

На этом исторический диспут прервался появлением заместителя главы управы, который все-таки вынужден был дать пояснения.

- Для вас неожиданность, что на Большой Грузинской стоят скульптуры? – спрашивает представитель местной власти.
- Для меня это неожиданность. У вас не возникло никаких мыслей, что что-то не так?
- Нет.
- Что они стоят на тротуаре на стороне сквера?
- Правда, не возникало.

"Это мой творческий труд, творческий процесс. Каждый день я работаю. Скульптуры никому не мешают. Это все временно стоит", – заявил сам Зураб Церетели, народный художник СССР, президент Российской академии художеств.

Пока лишь детали головного убора Александра III позволяют предположить, что императора в принципе собираются куда-то перемещать с помощью крана. В остальных произведениях ничто не выдает недовольство автора их существующим местоположением.