Московскому метрополитену исполняется 75 лет

Московскому метрополитену исполняется 75 лет. Это вторая по степени загруженности и популярности у пассажиров система метро в мире после подземки Токио.

Московскому метрополитену исполняется 75 лет. Это вторая по степени загруженности и популярности у пассажиров система метро в мире после подземки Токио.

Московское метро известно богатой отделкой многих станций с замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма, и по праву считается самым красивым в мире. Первые станции строились по проекту видных архитекторов - Гельфрейха, Фомина, Щусева, Дейнеки. Мраморные колонны, скульптуры, витражи и мозаика до сих пор поражают великолепием и неповторимостью. Для облицовки станций в центре города использовали свыше 20 видов мрамора, гранита, порфира.

75 лет назад, ровно в 7.00 по московскому времени началось регулярное движение поездов по первому участку метрополитена длиной 11,2 километра - от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от "Охотного ряда" до "Смоленской". 13 станций были открыты для пассажиров.

С первых дней работы новый для Москвы вид транспорта завоевал популярность среди горожан. Десятки тысяч жителей других городов и сел стали приезжать в столицу специально, чтобы прокатиться на желто-красных поездах и погулять по станциям, больше похожим на подземные дворцы. До начала Великой Отечественной войны было открыто еще две линии. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище. Кстати, в это время в подземке родились 213 человек.

После войны началось строительство Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от "Площади Революции" до "Киевской". В конце 1950-х и в 1960-е годы развивалась концепция радиусов, в 1970-е годы их стали объединять в диаметральные линии. На сегодняшний день в московском метро 180 станций, 12 линий с 26 пересадочными узлами, общей протяженностью свыше 292 километров. Большая часть станций - подземные. Многие станции меняли свои названия, некоторые - по нескольку раз.

В состав московского метрополитена входит Бутовская линия "легкого" метро - первого и единственного в России, открытого в конце 2003 года. Кроме того, столичному метрополитену передана в управление также первая и единственная монорельсовая дорога протяженностью 8,6 километра, открытая в ноябре 2004 года. В данный момент московское метро продолжает "расти", в планах - открытие новых станций, а также строительство третьего пересадочного контура.

Много у московской подземки и тайн. Например, секретное "Метро-2". Много и интересных фактов, и поверьев. Так, считается, что для того, чтобы успешно сдать экзамен, студентам надо потереть нос бронзового пса на станции "Площадь Революции". Есть и станция, которая не имеет своего собственного выхода в город - "Сретенский бульвар".

За 75 лет у московского метро восемь раз сменялся руководитель. На радиальных линиях при движении к центру Москвы станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра - женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские - в обратную сторону. Это сделано для ориентации проезда слепых пассажиров.

В московском метро есть женщина-машинист. В подземном вестибюле станции "Менделеевская" установлен памятник собаке по кличке Малыш.Надпись на памятнике гласит: "Посвящается гуманному отношению к бездомным животным". Вместе с тем, в московском метро обитают около пяти сотен бездомных собак, которые пользуются этим видом транспорта для своих перемещений по городу.

В честь юбилейной даты состоится презентация новой модели метропоезда - с обновленным салоном, аварийными выходами, с системой кондиционирования, дополненной функцией обеззараживания воздуха и поддерживающей постоянную температуру в 24 градуса. Для любителей старины пройдет торжественное отправление ретропоезда - фирменного состава, стилизованного под знаменитые вагоны типа "А" 1930-х годов. Такие вагоны были сняты с эксплуатации в 1975 году.

Ретропоезд отправится от станции "Сокольники" в сторону "Парка культуры". Выкрашен он будет сверху в песочный цвет, а снизу - в коричневый. Ретропоезд будет курсировать в дальнейшем по Сокольнической линии.

В субботу же на Сокольнической линии будут продавать и ретробилеты, проездные, стилизованные под первые билеты подземки. Кроме того, ночью на станции "Кропоткинская" будет дан праздничный концерт камерного оркестра "Кремлин". На мероприятие приглашены более 300 гостей, для которых будут играть 18 музыкантов. Во всех кассах метрополитена можно будет купить юбилейные проездные с историческими фотографиями из жизни столичного метро. Поздравлять пассажиров подземки будут по радио - песнями и стихами, сообщает ИТАР-ТАСС.