Чудесное возвращение кремлевских святынь

Реставраторы приступают к восстановлению икон в башнях московского Кремля
Реставраторы приступают к восстановлению икон в башнях московского Кремля
Реставраторы приступают к восстановлению икон в башнях московского Кремля
Реставраторы приступают к восстановлению икон в башнях московского Кремля
Реставраторы приступают к восстановлению икон в башнях московского Кремля. Надвратные лики Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца обнаружили на днях.

Реставраторы приступают к восстановлению икон в башнях московского Кремля. Надвратные лики Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца обнаружили на днях. В 20-х годах прошлого века власти решили избавиться от этих "чуждых советскому строю символов". Но мастер, занимавшийся башнями Кремля, приказ об уничтожении не выполнил и аккуратно замуровал святыни.

Открытие православных святынь на башнях Московского Кремля стало неожиданностью не только для музейщиков и историков, но даже для сотрудников Федеральной службы охраны, которые были уверены, что они-то точно про Кремль знают всё. Иконы считали полностью утраченными в годы советской власти. И не сохранилось ни единого документа, который мог бы подтвердить, что они, на самом деле, на месте, просто очень хорошо спрятаны.

Вместо икон, что на Руси было принято размещать над вратами, десятилетиями на башнях белели безликие прямоугольники. На Спасской – там, где входящих когда-то встречал этот образ Спасителя. А на Никольской – образ Николая Чудотворца. О судьбе самых древних икон история умалчивала. "Было ощущение какой-то недосказанности, недоделанности. Нет информации – и все. Но так не бывает, где-то должны быть следы. Но нет следов. Но раз нет следов, надо постараться все-таки достоверно убедиться", – рассказывает председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.

Взялся за это Фонд Андрея Первозванного, уже известный возвращением на Родину многих величайших святынь. Три года собирали информацию, столько же получали разрешение исследовать самый режимный объект страны. Но и на тот момент у Фонда была лишь одна зацепка – услышанная история. "В один из московских монастырей пришла одна раба Божия и рассказала о том, что она жила в коммунальной квартире с дедушкой, который работал в 50-е годы на реставрации Спасской башни. Он случайно пробил долотом поверхность киота и обнаружил, что штукатурка сделана по сетке, за сеткой – пустота, а за пустотой – какое-то изображение", – рассказывает заместитель директора Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Андрей Баталов.

Накануне Дня Победы всё-таки решились проверить, также под контролем ФСО. "Сделали окно для просмотра – 200 миллиметров на 200 – и там увидели сохранившиеся части икон. После этого сделали еще один пробный зондаж в нижней левой части киота и увидели, что там золочение. Сотрудники Федеральной службы охраны и я в том числе глубоко взволнованы до сих пор", – делится впечатлениями комендант Московского Кремля Сергей Хлебников.

Увиденное запечатлели на пленку, а киоты заделали:. Красная площадь готовилась к торжествам. Но эксперты и по снимкам поняли, что надвратные иконы уцелели."Тут видно через сетку абрис Евангелия. Раскрыта книга Евангелия с текстом. Вот как это выглядит в традиционном изображении Спаса Смоленского. А что касается нижнего зондажа, то там просматривается часть фигуры Сергия Радонежского: его спина, волосы, лик и золотой нимб", – рассказывает директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Сергей Филатов.

Это и есть тот самый образ, под которым на коронацию шли все цари Романовы – Христос с припавшими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Над Никольскими вратами, как и 400 лет назад, – особо почитаемый Никола Можайский.

"Я поражен, поражен тем, что эти иконы были не просто заштукатурены. Не сбили или просто заштукатурили, нет. Была поставлена сеточка, и по этой сеточке нанесена штукатурка. Таким образом, штукатурка даже не соприкасалась со слоем живописным. То есть, это сознательные действия – спрятать и сохранить", – уверен Владимир Якунин.

Эти иконы пережили очень много: и 1812-й год, когда французы, отступая, взрывали Кремль, и кровавые события 1917-го года. Тогда большевики методично расстреливали Кремль. Батарея у Никольских ворот пыталась проделать брешь в стене со стороны Манежной площади, а с нынешней Котельнической набережной два 48-линейных орудия прямой наводкой били по Малому Николаевскому дворцу и, наверное, главному символу Кремля – Спасской башне. "Спасская башня пробита и расстреляна. Знаменитые часы с музыкальным боем разбиты и остановились" – так описывал тогда увиденное епископ Нестор. Образ Святого Николая на соседней башне весь был изрешечен пулями, но уцелел. Иконы оставались на местах на крестном ходе 1918 года. Их можно было разглядеть даже во время парада в 1923 году, а уже в 1937 году их нет. Фрески спрятали, но спасительная сила их осталась.

"В 1941-м году войска, которые шли защищать Москву, проходили мимо образа Николая Чудотворца. А Николай Можайский – это заступник от нашествия русской земли. Так что войска были благословлены православными святынями, которые находились на башнях Московского Кремля. Хотя они и присутствовали здесь незримо", – объясняет руководитель Центра по связям с прессой и общественностью Федеральной службы охраны России Сергей Девятов.

Скоро иконы опять увидят все. Журналисты побывали в реставрационных мастерских, которые будут восстанавливать иконы. Александр Олифиренко только что вернулся со Святого Афона, где раскрывал фрески в храмах. Он показал, как примерно это будет в Кремле: "Вот видите, здесь более светлый участок, а вот это темный участок. Значит, мы ставим байковый компрессик, увлажняем его растворителем. И снимаем размягченную олифу. И вот так постепенно – сантиметр за сантиметром – раскрывается вся икона", – рассказал художник-реставратор древнерусской живописи Александр Олиференко.

Состояние икон еще предстоит определить, поэтому в Фонде Андрея Первозванного о продолжительности работ говорят весьма осторожно. "Мы очень бы хотели, чтобы иконы появились, скажем, в конце августа", – говорит Владимир Якунин.

Реставраторы приступят к работе уже 17 мая, а параллельно изучат и другие башни, где в свое время были фрески – Троицкую и Боровицкую. Теперь есть надежда, что святыни могли спастись и там. Кремль неспеша, но раскрывает свои тайны. На очереди еще одна – как зазвучат куранты, когда настроят три только что найденные колокола петровских времен? Что за перезвон тогда услышит Россия?