Евро потянул вниз Старый Свет

Банкиры не отрицали своих ошибок, но полностью вину не признали
Банкиры не отрицали своих ошибок, но полностью вину не признали
Греция получила от Европы первую помощь – 20 миллионов евро. Серьезного впечатления на рынки это не произвело. Единая валюта упала на 4 года назад и продолжает там оставаться.

Первые жертвы новой европейской экономической политики. Сегодня ушла в отставку замглавы ключевого министерства Греции – министерства туризма. Ее муж – певец Воскопулос – растратил 5 миллионов евро. Тем не менее преддефолтная Эллада получила от Европы первую помощь – 20 миллионов евро. Серьезного впечатления на рынки это не произвело. Единая валюта упала на 4 года назад и продолжает там оставаться, незаметно делая Европу все более доступной.

Разница в какие-то микроскопические доли цента на те несколько часов, что за один евро на торгах давали 1, 2237 доллара, уже стали историческими. Так низко европейская валюта не опускалась с 2006-го года.

Уже ясно, триллионный стабфонд Евросоюза, пока что только задуманный в Брюсселе, не произвел должного впечатления на инвесторов. После пары дней эйфории из двух валютных зол они выбирают меньшее, то есть доллар. Европейские министры надеются их переубедить. "Мы доверяем евро как твердой валюте, стабильность цен в еврозоне соблюдалась на протяжении 11 лет и точно так же будет соблюдаться и в будущем. Это главное достоинство евро и главная ценность для инвесторов," – говорит Жан-Клод Юнкер, премьер-министр Люксембурга.

Почти пять тысяч евро в секунду. Это показатели счетчика германского госдолга в Берлине, столичной достопримечательности. В астрономическом числе – 13 знаков, а каждый гражданин ФРГ – если поделить долг на всех – должен 20 тысяч евро кому-то за границей. В Греции, Португалии, Испании, Великобритании таких счетчиков нет, но долги – есть.

В юмористических шоу на немецком смеются над Ангелой Меркель, которая пытается европейской валютой потушить финансовый пожар на юге Европы – именно Германия во всех антикризисных схемах ЕС оказывается главным кошельком. "Сейчас мы просто покупаем время для того, чтобы разобраться с разницей в бюджетных дефицитах отдельных европейских стран. Греческую бюджетную статистику подделывали годами, это абсолютно неприемлемо," – говорит сама федеральный канцлер Германии.

На панических настроениях играют газеты, то и дело печатая слухи: то ли Германия может вернуться к марке, то ли Франция – к франку. На деле слабый евро европейским экспортерам, конечно, выгоден. Взять ту же Бельгию. Королевство в год экспортирует 100 тысяч тонн своего самого известного сладкого продукта. В центре Брюсселя шоколад – в каждой второй витрине. Туристы, которые у себя на родине получают доллары или рубли, сегодня за то же количество евро купят больше сувениров, чем могли бы купить вчера. Но ценники в российских супермаркетах на импортные продукты почему-то и не думают снижаться. Хотя европейская валюта меньше чем за год потеряла почти десять рублей – чуть ли не четверть своей докризисной стоимости. В середине июня прошлого года за один евро давали 46 рублей 14 копеек, сегодня – меньше 38.

Эксперты из-за океана уже начали пророчить крах экономике Союза. По их мнению, руководители зоны евро должны отдавать себе отчет, что они оказались перед потенциально угрозой распада еврозоны. "Из нынешней ситуации есть только один выход: перестроить всю социальную структуру богатых стран Западной Европы и научиться жить по средствам", – считает Пол Волкер, бывший глава Федеральной резервной системы США.

Неплохая рекомендация, если не принимать в расчет, что ее автор – бывший глава американской ФРС, в которой больше других знают о том, что такое жить не по средствам. Нынешний кризис, в общем, вот-вот поссорит европейских и американских финансистов. В Евросоюзе уже заговорили о том, что некоторые американские банки нужно привлечь к юридической ответственности за спекуляции с европейскими долгами.