От Мурманска до Владивостока можно будет доехать на машине

Идеальные участки пока можно встретить только в Москве и ближайшем Подмосковье.
Идеальные участки пока можно встретить только в Москве и ближайшем Подмосковье.
Автомобильное будущее России обсуждалось сегодня и на совещании у премьера – речь шла о дорожном строительстве. Как сообщил Владимир Путин, формирование единой дорожной сети страны завершится уже в этом году и от Мурманска до Владивостока можно будет проехать на машине.

Автомобильное будущее России обсуждалось сегодня и на совещании у премьера – речь шла о дорожном строительстве. Как сообщил Владимир Путин, формирование единой дорожной сети страны завершится уже в этом году и от Мурманска до Владивостока можно будет проехать на машине.

Правда, это не значит, что путешествие везде будет комфортным: трассы в России ремонтируются несвоевременно, а срок службы их покрытия не выдерживает никакой критики.

В России сейчас примерно миллион километров автодорог. Для самой большой страны в мире это просто критически мало. В Индии, для примера, 3 миллиона километров, а в США 6 миллионов. Но главная российская беда заключается даже не в количестве дорог, а в их качестве. Вот такие идеальные участки пока можно встретить только в Москве и ближайшем Подмосковье.

Это то, чем гордится Росавтодор. И любит показывать. Участок трассы М-3 "Украина". Дорога – какая она должна быть. Четыре полосы в каждую сторону, развязки и даже щит, что спасает от шума и гари целый город Апрелевка. За состоянием дорожного полотна следят видеокамеры и несколько метеостанций. На все эти европейские ноу-хау нашли 9 миллиардов рублей. Правда, ремонтировать, судя по всему, все равно будут по-старому.

"Через 2 года верхний слой покрытия надо фрезеровать и менять. И это было бы самое эффективное решение. К сожалению, мы сегодня прибегаем к другим способам", – уточняет Анатолий Чабунин, руководитель Федерального дорожного агентства.

Способы до боли известные: заделка ям и выбоин. Трассу Пермь – Екатеринбург, что связывает Европу с Азией, латают уже 40 лет. Езда по ней, как лотерея: доеду – не доеду. Без капремонта, безопаснее перемещаться по обочине.

"Мы вот одну яму объехали, в другую попали. Невозможно увернуться от всего", – говорит Иван Трифонов, автовладелец.

"Бывают вообще убитые! Едешь одной рукой руль держишь, другой слезы утираешь", – рассказывает Алик Комлев, автовладелец.

В правительстве масштаб проблемы представляют. Премьер Владимир Путин сам много ездит по стране. И часто сам за рулем. Он поручал Минтрансу разработать системные меры. И сегодня напомнил, что и как изменить.

"Это явно недостаточные объемы ремонта существующих трасс, что крайне негативно сказывается и на комфортности движения, и на безопасности дорожного движения. И, конечно, однажды сэкономив на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги. До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики. Более того, я вот проезжал по некоторым совсем новым трассам, их уже ремонтировать пора", – заявил Владимир Путин.

Проблема в том, что дорогами в России занимаются до 10 различных ведомств. Одно проектирует, второе строит. Совсем другие обслуживают и занимаются ремонтом. В итоге каждое накручивает цену. И в России километр трассы выходит самым дорогим. Но далеко совсем не лучшим. Выход в правительстве видят в следующем: доверять дорогу только тем, кто готов заниматься ей не меньше 15 лет.

"Смысл один, когда одна организация и проектирует, и строит, и затем эксплуатирует. Самое главное, мы уже в роли заказчика будем оценивать потребительские свойства дорог – ровность", – говорит Сергей Костин, председатель правления Государственной компании Росавтодор.

Так подрядчика можно будет заставить устранить все недоделки. И следить за дорогой и впредь. Да и по бюджету уже посчитали.

Это обойдется минимум на четверть дешевле. Сегодня же премьер объявил – в России появится и механизм, который будет гарантировать строительство и ремонт дорог.

"Мы приняли решение о создании Бюджетного фонда для строительства и ремонта дорог. Такие же фонды разрешено создавать и в регионах", – заявил премьер РФ.

Частных инвесторов, в том числе и зарубежных, решено привлечь к строительству так называемых платных дорог. Скоростных участков, которые будут строить в объезд населенных пунктов. Первые "платные" магистрали появятся на трассах М-1 и М-4. Но у водителей останется выбор: платить за скорость или бесплатно ехать по городам.