В Петербурге нашли "беглого американского раба", не знавшего, что рабство в Штатах отменили в позапрошлом веке. Афроамериканец напугал электриков, работавших в Эрмитаже. Сюжет, наверняка, войдет в учебники по истории искусства, и совершенно точно – по технике безопасности электромонтажа. Скульптура Владимира Беклемишева, давно считавшаяся утраченной, нашлась к юбилею автора, шокировав музейных электриков.
В музейной темноте они разглядели очертание человеческой руки, которая показалась из проёма в стене. Было страшно, но любопытство возобладало. Вынимая кирпич за кирпичом, электрики увидели мужчину, замурованного в стене.
"Сначала маленько испугались, а потом раз: разбираем-разбираем и смотрим – силуэт человека", – рассказывает электромонтажник Михаил Смирнов.
Они всего-навсего собирались повесить электрощит, а стали героями в мире искусства. Электрики Михаил Смирнов и Алексей Кукурудзе нашли скульптуру "Беглый раб" Владимира Беклемишева, до этого момента считавшуюся утерянной. Рядом со скульптурой в потайной комнате нашли записку – "22 февраля 1947 года скульптура доставлена из Музея революции в Зимний дворец". И подпись: "Суслов".
Тонированный гипс, из которого сделана скульптура, за шестьдесят три года, проведенные в стене, практически рассыпался. Чтобы лишний раз не тревожить скульптуру, реставрационную мастерскую перенесли прямо к месту находки – на лестничный пролет.
"Скульптура находится в крайне плачевном состоянии. Извлечен фрагмент с подписью и датой", – говорит заведующая лабораторией научной реставрации Государственного Эрмитажа Светлана Петрова.
Эту скульптуру Владимир Беклемишев создал в Италии. И в 1892 году автор представил свою работу на суд комиссии Академии художеств, за что и получил звание академика.
Считается, что создана скульптура по мотивам "Хижины дяди Тома", и "беглый раб" – чернокожий. В 1893 году эта скульптура представляла русское искусство на Всемирной выставке в Чикаго.
"Это было дорогостоящее мероприятие – отправить скульптуру гипсовую так далеко. И там она занимала центральное место в зале искусств", – объясняет сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Лина Тарасова.
Еще при жизни Беклемишев передал "Беглого раба" в дар Академии художеств. Позже, за смысловую составляющую, ее перевезли в Музей революции.
Удивительно, что скульптуру, считавшуюся утраченной, нашли именно сейчас. Ведь в следующем году исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ивановича Беклемишева. В связи с этим в Русском музее планируют персональную выставку мастера. Ее организаторы уже не раз обращались в Эрмитаж с просьбой постараться найти "Беглого раба". Но нашли ее не историки-искусствоведы, а простые электрики. Историки-искусствоведы теперь должны ответить на главный вопрос: как и почему скульптура оказалась замурованной в стене.