Реформатор детской книги

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Владимира Лебедева. Его считают отцом-основателем советской книжной иллюстрации.

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Владимира Лебедева. Его считают отцом-основателем советской книжной иллюстрации.

"Почему суд квалифицировал твои фильмы как брак? – Вероятно потому, что снимал я только свою жену", – вот так в 20-е годы в журналах "Смехач", "Бич", "Бузотер" сатирически разоблачали эпоху НЭПа. Автор рисунков – художник Владимир Лебедев. А кто сочинял остроумные подписи до сих пор загадка.

"Это предположение, правда, которое следует доказать, но в журнале "Бузотер" одновременно с Лебедевым работал Михаил Зощенко, который не только писал рассказы, но занимался и черновой работой – делал подписи к картинкам. Так что, может быть, какие-то подписи и диалоги придумал Зощенко", – говорит куратор выставки Галина Цедрик.

Все его образование – из частных мастерских и студий. Никакой художественной школы Лебедев так и не окончил. Однако талантливому рисовальщику это не помешало. Стремительная карьера: в 20 лет печатается в "Сатириконе", в 26 – первая детская книжка, в 33 – уже художественный редактор детского отдела Госиздата.

Владимир Лебедев – отец-основатель советской книжной иллюстрации. Если раньше картинки подробно прорисовывали, то начиная с Лебедева – новая мода. Минимум линий: то пустой контур, то пятно. "Слоненок" Киплинга тому пример.

На обложке самой известной книги Лебедева "Цирк" его фамилия стоит второй после Маршака. Хотя правильнее было бы указать ее первой. Дело в том, что это тот случай, когда сначала художник создал рисунки, а уже потом писатель сочинил текст. Кстати, Лебедев специально помещал свои картинки на страницы таким образом, чтобы дети могли их вырезать. Как он говорил, это "самая почетная и естественная смерть хорошей детской книжки".

Обнаженная натура – это тоже Лебедев. Одной линией, не отрывая пера от бумаги. А рисунки так называемой ламповой копотью (это род туши) издали не отличишь от фотографий. "Его очень занимала проблема света, – поясняет Галина Цедрик. – И он решал ее по-разному, используя разные техники. Здесь модель явно позирует ему. Такая статичная поза. Но все-таки главным образом его интересует жизнь света вокруг женского тела", – рассказывает куратор выставки.

Хотя Лебедев дожил до 1967 года, карьера его закончилась еще в 36-м. Тогда в газете "Правда" вышла статья "О художниках-пачкунах". В ней Владимира Лебедева и его коллегу Владимира Конашевича назвали компрачикосами, которые "уродование детей сделали своим мастерством". Полжизни отдавший детской книге Лебедев от такого удара оправиться не смог. Писать не перестал, но более поздние работы не шли ни в какое в сравнение с ранними. Он так и остался мастером начала века. Поэтому и выставку Лебедева в Третьяковской галерее назвали "…я – художник двадцатых годов".