Сергей Лузянин: конфликт двух Корей смертельно опасен для российского Дальнего Востока

Сергей Лузянин: конфликт двух Корей смертельно опасен для российского Дальнего Востока
Ситуация на корейском полуострове накаляется. КНДР приводит свои войска в боевую готовность. Все вопросы с Южной Кореей будут решать по законам военного времени, заявляют в стране. С комментариями для "Вести ФМ" – заместитель директора Института Дальнего Востока, профессор МГИМО Сергей Лузянин.

Ситуация на корейском полуострове накаляется. КНДР приводит свои войска в боевую готовность. Все вопросы с Южной Кореей будут решать по законам военного времени, заявляют в стране. Такую позицию озвучил официальный Пхеньян. КНДР разрывает все связи с южным соседом. Лидер Северной Кореи Ким Чен Ир приказал народной армии готовиться к боевым действиям. С комментариями для "Вести ФМ"заместитель директора Института Дальнего Востока, профессор МГИМО Сергей Лузянин.

"Вести ФМ": Сергей Геннадьевич, добрый день! Разрыв всех отношений между двумя Кореями – это серьезно или не более чем громкие фразы?

Лузянин: Это серьезно, учитывая степень накала, степень взаимных обид и накопившихся недовольств, особенно Южной Кореей, но я бы не стал говорить, что завтра война. Тут есть несколько моментов, которые не оглашаются публично, но они действуют как сдерживающие факторы. Прежде всего, конечно же, американский сдерживающий фактор. Несмотря на то, что администрация Барака Обамы объявила о санкциях, о поддержке санкций Южной Кореи, несмотря на жесткие заявления-обвинения Северной Кореи, по большому счету логика политики администрации в отношении Пхеньяна сегодня немножко иная, чем в период Буша. Это, конечно же, сдерживание в определенном смысле, экономическое и политическое наказание Северной Кореи, но не война. К тому же хватает Афганистана, Ирака, да и иранский вопрос тоже сегодня очень острый. А что касается Северной Кореи, то здесь фактор очень мощный - сдерживающий Китай. Тем более что 2,5 недели назад был секретный визит в Китай лидера Северной Кореи Ким Чен Ира. Повестка, конечно, неизвестна, но можно догадываться, о чем речь шла, тем более, что для Китая война на границах может присниться только в страшном сне. Ведь конфликт двух Корей он не просто невыгоден Китаю, он смертельно опасен, как, кстати говоря, и российскому Дальнему Востоку. России тоже как приграничному государству. Поэтому "старшие братья", старшие влиятельные соседи будут вбрасывать последние мощные ресурсы, чтобы законсервировать ситуацию, чтобы поставить ее по крайней мере под какой-то контроль, хотя, конечно, повторяю, взаимные обиды очень высоки, учитывая еще один нюанс - ведь корейская специфика, да и вообще азиатского, восточноазиатского менталитета – это сохранить лицо. И в этой ситуации, конечно, Южная Корея будет пытаться сохранять это лицо, но ведь и Север тоже, формально или неформально, отрицает эти все обвинения и он по своему тоже будет пытаться сохранить это свое лицо. И вот эти взаимные какие-то эмоционально-психологические коллизии, неприятности, они, конечно, тоже будут оказывать влияние на ситуацию. Но я думаю все-таки, что до открытого конфликта дело не дойдет, хотя вот эта военное политическое противостояние может продлиться достаточно долго.

"Вести ФМ": Я так понимаю, что война и противоречит экономическим интересам той же Южной Кореи.

Лузянин: Совершенно верно, тем более кризис формально и закончился, и не закончился. Южная Корея более или менее вышла из него, но ведь это грозит обрушением курса южно-корейской валюты, фондовых индексов корейских мегакомпаний, вообще всего крупного корейского бизнеса. Южная Корея – это часть восточноазиатской экономики. Это все очень серьезно. Бизнесмены Южной Кореи, конечно, тоже по-своему, видимо, влияют негласно на президента Южной Кореи, на военных министров, но, конечно, все это болезненно и очень непросто, тем более учитывая воинственные ответы Пхеньяна и его заявления. Но это традиционно, мы же уже знаем, когда был пуск северокорейских ракет и ядерные испытания, тоже была истерика взаимная, но может тогда она не носила такой критический и такой запредельный характер. Тоже было очень тревожно.

Полностью комментарии Сергея Лузянина слушайте в аудиофайле.