Российский бизнес заставят беречь природу

Еще будучи вице-премьером, Дмитрий Медведев назвал одной из главных задач власти борьбу с правовым нигилизмом. Сегодня он сформулировал новую – борьбу с нигилизмом экологическим. О том, как заставить бизнес заботиться об экологии, шла в четверг речь на заседании президиума Госсовета.

Очередное заседание президиума Госсовета России, состоявшееся в четверг в подмосковном Внуково, было целиком посвящено вопросам защиты окружающей среды. Прямую трансляцию с него вели телеканал "Россия 24" и сайт Вести.Ru. По словам президента Дмитрия Медведева, необходимо усовершенствовать природоохранное законодательство, создать эффективную систему экологического мониторинга и покончить с "экологическим нигилизмом". Все это является одним из важных направлений деятельности в рамках модернизации экономики России.

Перед заседанием, по традиции, главу государства пригласили на тематическую "экскурсию". На сей раз Дмитрию Медведеву, которого сопровождал мэр Москвы Юрий Лужков, показали, как осуществляются разные этапы очистки воды на Юго-Западной водопроводной станции (ЮЗВС), которая входит в систему "Мосводоканала". ЮЗВС – одна из пяти подобных станций, снабжающих столицу. Сначала вода из водоемов набирается в смесители, затем проходит через отстойники, где производится ее осветление, после этого производится песчано-угольная фильтрация, и окончательная очистка воды с помощью мембраны.

Медведев побеседовал с работниками станции, которые заверили его, что качество воды, произведенной на станции, можно оценить на "отлично". Более того, питьевая вода ЮЗВС соответствует европейским нормативам независимо от ее первоначального качества в источнике. Установленные на станции мембраны способны задерживать все частицы размером до 0,01 мкм, в том числе вирусы. Других крупных станций водоочистки, где применялись бы подобные технологии, в России пока не существует.

Кнут и пряник для бизнеса
По словам Дмитрия Медведев, беспрекословное исполнение требований экологического законодательства должно стать нормой в России, иначе плохо будет всем. "Исполнение экологического законодательства должно стать нормой поведения. И это не общая фраза. Это должно стать привычкой", – заявил он. Президент отметил: последствия нарушений экологического законодательства могут быть таковы, что "потом все расхлебывать будем". "Поэтому ответственность должна быть жесткой, и я хочу, чтобы все это поняли", – заявил Медведев.

По его словам, надо думать об усилении ответственности за экологические правонарушения, но ответственности "разумной". Ведь зачастую установленные более полувека назад нормы совершенно не соответствуют экологической реальности и попросту невыполнимы, как и предлагаемые законодательством механизмы возмещения вреда. Поэтому в результате часто выходит так, что предприятия начинают вовсе игнорировать необходимость заботиться об окружающей среде.

"Нужно разработать более реальные механизмы возмещения вреда, обязать нарушителей оперативно ликвидировать загрязнения, в том числе самые сложные загрязнения, такие, как нефтяные", – отметил Дмитрий Медведев. По его словам, "на сегодняшнем этапе важно, чтобы бизнес не опасался немедленного наказания и не скрывал данные о реальном уровне воздействия на окружающую среду".

Глава государств заявил – необходимо "покончить уже с экологическим нигилизмом". "Понятно, это проблема ментальная. Но мы говорим о том, что пренебрежение правом вообще – наша одна из существенных бед, но и пренебрежение к экологическому законодательству в том числе", – сказал он. "Нужен и план конкретных действий, и пакетный режим подготовки соответствующих нормативных актов. Наконец, нужны специальные реестры и методики, которые утверждают порядки, регламенты, обеспечивающие эффективное решение разных задач", – сказал Медведев.

Но усилением ответственности ограничиваться нельзя – обязательно нужно предусмотреть стимулы, которые экономически побуждали бы бизнес к внедрению экологически чистых технологий. "Нам нужно максимально заинтересовать в этой работе бизнес. Предприятия должны видеть выгоду от перехода на современные технологии, перехода на программу модернизации производств, на внедрение современных очистных систем. Соблюдение экологических норм, то есть экологически правомерное поведение должно поощряться, оно должно приносить деньги в карман тех предпринимателей, которые исполняют закон", – заявил президент на заседании президиума Госсовета.

Помимо этого, бизнесу нужно дать переходный период, "когда предприниматели смогут принять необходимые меры, а государство – обеспечить стимулы к внедрению бизнесом экологически чистых технологий". По окончании этого срока нарушителе необходимо сразу начать карать по всей строгости закона. Санкции, считает Медведев, должны быть такими, чтобы ставить под вопрос финансовую состоятельность и само существование компании-нарушителя.

Как рассказал также выступавший на заседании Госсовета министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, денежные поступления от компаний, пренебрегающих заботой об окружающей среде, могут составить весьма внушительную, и ощутимую для бюджета сумму. В соответствии с реализуемой сейчас реформой экологического законодательства для предприятий, не предпринимающих мер по модернизации своего производства с целью перехода на наилучшие существующие технологии, плата за негативное воздействие увеличится в 2,3 раза к 2011 г. и в 3,4 раза в 2016 году.

При этом общий объем годовой платы за негативное воздействие составит 138 млрд рублей, или чуть более 1% от прибыли предприятий. Сейчас он составляет 18 млрд рублей. Для предприятий, переходящих на наилучшие существующие технологии, платежи снизятся на 70%, а после внедрения этих технологий уменьшатся в два раза, сказал министр.

Данных об экологии недостаточно
К сожалению, пока что мы даже не в состоянии толком оценить экологическую ситуацию в стране – имеющихся скудных данных о состоянии и загрязнении окружающей среды категорически недостаточно. "Если сравнить нас с другими странами, то здесь, что называется, еще "конь не валялся", в стране до сих пор не создана комплексная система государственного экологического мониторинга", – сказал Дмитрий Медведев.

Во многих регионах такая система отсутствует вовсе, отметил президент. Там же, где она существует и работает, она построена по устаревшим стандартам и не менялась десятилетиями. "У нас абсолютно недостаточное количество данных об экологическом ущербе", – констатировал глава государства. Около 40% городского населения проживают на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, в 34 субъектах РФ наблюдения проводятся лишь частично, в некоторых городах.

Но все же о ряде "экологических горячих точек" – мест, где сложилась критическая ситуация с загрязнением окружающей у властей информация есть. По данным, приведенным на заседании главой Минприроды Юрием Трутневым, таких точек в России выявлено 194. На этих территориях накоплено 2,3 млрд тонн токсичных отходов и они нуждаются в существенной очистке.

В министерстве определили шесть пилотных проектов для отработки технологий ликвидации накопленного экологического ущерба. Среди мест, где они будут реализовываться – бывшие военные базы и полярные станции на островах архипелага Земли Франца-Иосифа, бывшее ОАО "Фосфор" (химикаты, Самарская область), бывший Ангарский металлургический завод (Иркутская область), ликвидированное производство хлора (г. Усолье-Сибирское), бывший ОАО "Комсомольский серно-кислотный завод" (Хабаровский край), вольфрано-молибденовый комбинат в Бурятии и Курганская область, где хранятся запрещенные к применению пестициды.

К 2012 году Минприроды подготовит ФЦП "Экологическая безопасность России", в которую планирует заложить необходимые средства для ликвидации накопленного экологического ущерба. В то же время, если из бюджета выделят на эти нужды хотя бы немного средств уже сейчас, Минприроды готово начать эту работу уже в текущем году.

Нельзя расслабляться
Конечно, во многом Россия отстала от ведущих мировых держав в деле защиты окружающей среды. Однако, как показала жизнь, от экологических катастроф не застрахован никто. "Расслабляться нельзя, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Американцы тоже считали, что у них все хорошо, что у них все профинансировано, что у них хорошее законодательство. А теперь не понятно, что будет с Мексиканским заливом, что будет с флорой и фауной моря. И даже не понятно, что будет с этой фирмой, поскольку не известно, что будет происходить".

При этом он подчеркнул, что "экологическая ответственность по своей природе такова, что она может разорить кого угодно – не только крупную компанию, страну может на колени поставить". Поэтому, считает президент, нефтяные объекты в России должны быть в идеальном состоянии. "У нас у всех перед глазами картинка Мексиканского залива, какие это может создать страшные проблемы, последствия которых не знает сегодня никто. Вот, пожалуйста, прямая иллюстрация. Что будет там? Насколько удастся BP справиться с этой задачей? Каковы глобальные экологические последствия этого? Каковы технологии, которые могут использоваться? Ничего из этого непонятно", – сказал президент РФ.