На выставке "АрхМосква" был показан завтрашний день архитектуры

В Центральном Доме художника открылась выставка "АрхМосква" – одно из самых ожидаемых событий в архитектурной среде. Кредо выставки, которая в этом году является частью 2-й Московской биеннале архитектуры, показывать независимые проекты и отражать новые тенденции на рынке.

В Центральном Доме художника открылась выставка "АрхМосква" – одно из самых ожидаемых событий в архитектурной среде. Кредо выставки, которая в этом году является частью 2-й Московской биеннале архитектуры – показывать независимые проекты и отражать новые тенденции на рынке.

Не достроился еще идеальный дом будущего. Немного корявый, сделанный из "Лего", он, как ни странно, показателен. Завтрашний день архитектуры – тоже свойственная конструктору функциональность, экономичность, безотходность. На 15-й "АрхМоскве", открывшейся в ЦДХ, – сотни тому подтверждений.

"Мы смотрим на дом, в котором я сам живу уже больше 10 лет. В доме нет ни одной стены, кругом стеклопакет, огорожены только душ, туалет и спальня, управляется он с помощью голосовых датчиков, электричество идет от солнечных батарей, все материалы безвредны для окружающей среды и могут быть использованы еще раз", – рассказывает Вернер Зобек, архитектор из Германии.

Дом без стен Зобека был назван "архитектурной иконой века". На "АрхМоскву" немецкий архитектор привез не менее революционное стекло, которое меняет прозрачность от погоды, ткань, которой будут покрывать фасады, стену, которая дышит. Только вот не ясно, как скоро эти чудеса доберутся до обычных, московских, квартир.

Нужды "маленького человека" на фоне амбициозных архитектурных проектов будущего порой остаются незамеченным. И практика современной российской столицы – чуть ли не лучшее тому подтверждение. Но кураторы "АрхМосквы 2010" уверяют: в центре внимания на этот раз именно социальные проблемы города. Вот, к примеру, типовые советские школы, в модернизацию которых, наконец, начали инвестировать. 7 архитекторов разработали спортивные залы-раскладушки, которые можно будет строить отдельно и, словно рукав, пришивать к любой школе.

"Боялась, что все проекты будут одинаковыми, потому что их основа – это зал 18:36 метров, спортивный, но мы получили 7 совершенно разных проектов. Сделать так, чтобы дети могли, не уходя из школы, не уходя в какие-то кружки, какие-то секции все получить в школе", – сообищла Елена Гонсалес, куратор социальных проектов выставки "АрхМосква 2010"

Получить занятия, не уходя из школы, или получить отдых, не уходя из двора. Еще один соцпроект – благоустройство огромных дворов московских окраин.

Пруды, озеленение, мебель, скульптуры для спальных районов. Им, по мнению куратора "АрхМосквы" голландца Барта Голдхоорна, просыпаться пора. Он и подзаголовок дал выставке "Перестройка", в переводе с архитектурного – использование того, что есть. Например, фасадов панельных домов 70-х. Если верить "АрхМоскве 2010", типовой городской пейзаж скоро будет не скучнее детского альбом для рисования.

На "АрхМоскве 2010" действительно думать можно обо всем. Вот, к примеру, Михаил Пиотровский размышляет вместе с архитектором Рэмом Колхасом о том, как осовременить Эрмитаж. Как осовременить, не ущемляя историю, – наверное, главный вопрос, который ставит "АрхМосква 2010". Сами архитекторы, кстати, убеждены, что ответ отыщется, только не на стендах, а за столами переговоров.