Первый российский танк так и не пошел в промышленное производство. История с Андреем Светенко

В этот день ровно 95 лет назад - в 1915 году - на Русско-Балтийском заводе в Риге было проведено испытание первого в России танка "Вездеход".

В этот день ровно 95 лет назад - в 1915 году - на Русско-Балтийском заводе в Риге было проведено испытание первого в России танка "Вездеход". Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко попытался уточнить, была ли эта модель первой не только в нашей стране, но и в мире?

Конструктором танка "Вездеход" был 23-летний инженер Александр Пороховщиков. Идею создания машины он описал потом так: "Глядя на солдат, идущих цепью в атаку, я подумал - невеселая штука бежать под пулеметы врага. А что если послать на штурм не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню и вооруженную пулеметами?".

Да. Война подхлестывает техническую мысль. В ходе Гражданской войны в Америке появилось многозарядное стрелковое оружие. В ходе Второй мировой - атомная бомба. Первую мировую в 1914 году все воюющие армии начали, обладая пулеметами и самолетами, а вот, танки появились уже во время войны, а именно в 1915 году. Практически одновременно в Англии, Франции и России, чуть позже в Германии. Принято считать, что первенство принадлежит Великобритании. В пользу этого говорит и само название - англоязычное "танк". В пероеводе – "бак", "емкость". В целях конспирации так были названы боевые машины "Марк-1", отправляемые на фронт.

Танк "Вездеход", к сожалению, на фронт так и не попал. Он даже не пошел в промышленное производство. Первое испытание оказалось последним, оно выявило существенные недоработки. Машина была одноместная, командир должен был и управлять ее движением, и стрелять из пулемета, и принимать собственно командирские решения, что, согласитесь, невозможно делать одновременно. И все это можно было поправить. Но уже в следующем, 1916 году, Россия начала сползать в политический кризис. Да и положение дел на фронте ухудшилось. Рига оказалась в прифронтовой полосе. И "чудо-вездеход" конструкции Александра Пороховщикова так и остался чудом, существовавшем в единственном экземпляре.