Российские суда все чаще бросают за границей

Немало проблем у северных стран с российскими брошенными судами. Компании-владельцы оставляют своё имущество вместе с командой в иностранных портах, а сами исчезают без следа. Заботиться о моряках и ржавеющих кораблях приходится местным жителям.

Немало проблем у северных стран с российскими брошенными судами. Компании-владельцы оставляют своё имущество вместе с командой в иностранных портах, а сами исчезают без следа. Заботиться о моряках и ржавеющих кораблях приходится местным жителям.

Только оказавшись дома, в Мурманске, они первый раз наелись досыта. Рыбаки с траулера "Рось", два года провели в порту "Торсхавн" на Фарерских островах, фактически в плену, без средств к существованию. На борту своего судна ждали решения судовладельца, а когда поняли, что о них попросту забыли, спустили флаг и покинули корабль.

"Это нарушение прав человека, не только моих, но и моей семьи. Тяжело, морально тяжело, снабжения никакого нет", – говорит моторист траулера "Рось" Игорь Сулин.

Умереть с голода не дали местные жители – после выхода на исландском телевидении сюжета о русских моряках, они подкармливали, одевали и даже собрали деньги на дорогу домой. Сейчас в Мурманске рыбаки обивают пороги прокуратуры и судов, платить им зарплату за два года судовладелец не спешит.

Капитан траулера "Рось" Станислав Кокорев: "Где брать зубную пасту, где брать лекарства, бритвы – непонятно. Я плоскогубцами себе вырвал два зуба".

На Фарерах траулер "Рось" оставшись без экипажа, пополнил список брошенных российских судов. Сколько их всего сейчас находится в иностранных портах – никто не считал, но в соседней Норвегии давно озабочены этой проблемой.

"Это серьезная проблема для мореплавания, суда находятся в аварийном состоянии, и нам приходится даже откачивать забортную воду, чтобы они остались на плаву", – говорит Эйвинд Гадэ Люндле, директор порта г. Киркенес (Норвегия).

В год на эти работы норвежцы тратят сотни тысяч крон, но кому выставлять счет – не знают. Владельцы траулеров, как правило, это российские фирмы-однодневки, которые на связь не выходят. А суровые скандинавские законы не позволяют распоряжаться пусть и опасной, но чужой собственностью.

По данным местных властей только в порту Киркенеса стоит пять брошенных российских траулеров. К поиску хозяев оставленных судов подключились дипломаты. Норвегия готова за свои средства утилизировать траулеры, и просит поспешить с решением юридических вопросов, пока экологии не нанесен непоправимый урон.

Генеральный консул Королевства Норвегия в г. Мурманске Юн Эльведал Фредриксен: "Если эти траулеры утонут – это будет очень большая проблема для города, тем более, что порт находится в центре города, а это недалеко от людей".

Даже в пору финансового кризиса жители норвежского Киркенеса назвали проблему с брошенными российскими траулерами – самой насущной для их города. Такому вниманию к безопасности экология можно только позавидовать.