Выдающийся российский поэт Андрей Вознесенский скончался после тяжелой болезни на 78-м году жизни. Вознесенский родился 12 мая 1933 в Москве в семье гидроинженера. В 14-летнем возрасте он послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым оказала сильное влияние на его судьбу. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт, а первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. На связи со студией - обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Заславский: мгновенно вспоминаешь: "Судьба как ракета летит по параболе, обычно во мраке. И реже – по радуге" или "Над темной молчаливою державой какое одиночество парить! Завидую тебе, орел двуглавый, ты можешь сам с собой поговорить", - я понимаю, что я не одинок в этой памятливости на стихи Вознесенского. Нас миллионы.
Вознесенский не просто поэт, это поэт – эпоха. Вспоминаешь, что он пренебрегал какими-то нормами и традициями русской поэзии, рифмовавший Гойю и ворона. Диалоги и споры с Хрущевым грозили ему Бог знает чем, хотя вроде бы уже эпоха была не сталинская, а вегетарианская, но люди помнили, чем могут окончиться не споры, а просто несогласие, молчаливое несогласие с вождем. Это была эпоха, когда поэзия заполняла стадионы, и ей внимали стадионы. Поэзия шла в массы: Вознесенского слушали не сотни, а десятки тысяч, также Евтушенко, Рождественскому.
Андрей Вознесенский может быть назван наследником Маяковского, но также он наследник Пастернака. Последние годы после инсульта он почти совсем не говорил, а стихи – писал. И в этих стихах не было ни слабости, ни болезни. Вспоминаю один эпизод, как московский режиссер Иосиф Райхельгауз поспорил с тогдашним вице-премьером правительства России, кто из них знает больше стихов Вознесенского, и они читали наперебой друг другу эти стихи несколько часов кряду. И это тоже не уникальный случай, потому что стихи Вознесенского просто впечатывались в память тех людей, кто однажды их услышал. Потому что их рифмы таковы, что действительно они заполняют тебя всего и подчиняют всего, и в них влюбляешься, и эти стихи уже запоминаешь однажды и на всю жизнь.
Наверное, остается что-то вроде зависти, потому что Вознесенский был человеком, который вокруг себя формировал целую среду. Это был не поэт-одиночка, он создал вокруг себя среду, действительно вызывавшую зависть. Рядом с ним и Эрнст Неизвестный, и Владимир Высоцкий, и Ахмадуллина, и Окуджава, и, конечно, Евтушенко, и Рождественский, и все это вызывает зависть. И от того еще грустнее и печальнее. Замечательный, выдающийся поэт!
"Вести ФМ": Григорий, а вам известно, все ли стихи Вознесенского опубликованы?
Заславский: Как раз я об этом сказал, что уже в период, когда он совсем не говорил, он на каких-то церемониях, на премиях вдруг выдавал какой-то листочек, и кто-то его зачитывал. Он все время хотел читать сам, но когда кто-то зачитывал, слушатели ощущали поразительную силу его поэтического обаяния, силу образов. Он, как вы верно заметили, выпускник архитектурного института, сразу строил не стихотворение, а сразу дом, сооружение. Не небоскребы, в смысле какой-то огромности его стихов, а какие-то точные архитектурные образы. Вот это, наверное, самое главное, что его отличало от поэтов – ровесников, современников, с которыми он был рядом.
Читайте также:
Лариса Рубальская: стихи Вознесенского впечатываются в сердце