Великая княгиня Леонида Георгиевна похоронена в Петропавловском соборе

В Санкт-Петербурге простились с великой княгиней Леонидой Георгиевной. Гроб с телом вдовы князя Владимира Кирилловича захоронили в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора. Такова была ее последняя воля.

В Санкт-Петербурге сегодня простились с великой княгиней Леонидой Георгиевной. Гроб с телом вдовы князя Владимира Кирилловича захоронили в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора. Такова была ее последняя воля. Леонида Георгиевна – последняя представительница дома Романовых, которая родилась еще во время правления Николая II.

Это было очень скромное мероприятие. Конечно, уже не императорские похороны XVIII века. К веку XXI от длинной церемонии и множества ритуалов остался только один – отпевание, которого, впрочем, удостаиваются все смертные. О статусе этих похорон говорит теперь только место их проведения – Петропавловский собор, главный и старейший храм Петербурга.

Гроб с телом Леониды Георгиевны еще накануне был выставлен в соборе. И пока служилась лития, любой желающий мог подойти и проститься с представительницей рода Романовых. Это ее последняя воля: быть похороненной в Петербурге, но чтобы сама церемония была предельно скромной и не помпезной. Впрочем, это вообще очень в духе Романовых. Они всегда понимали: истинное величие – не в роскоши, а в царственной простоте.

"Даже Пушкин говорил великому князю Михаилу Павловичу: все вы, Романовы, революционеры! Потому что Романовы стремились к простоте, а церемониалами они тяготились", – рассказывает Александр Закатов, директор канцелярии, российского императорского дома Романовых.

В последний путь в Петербурге ее провожали дочь Мария Владимировна и внук Георгий. Они уже бывали в России: сюда их привозила Леонида Георгиевна, которая стала первой из рода Романовых, приехавших на историческую родину после революции. Она сыграла немалую роль в объединении Русской православной церкви, состояла в переписке с патриархом Алексием, занималась благотворительностью. Урожденная Багратиони, она в 1948 году вышла замуж за Великого князя Владимира Кирилловича, правнука императора Александра Второго. Среди потомков Романовых до сих пор идут споры, можно ли Леониду Георгиевну и ее семью считать членами династии.

А ее друзья вспоминают: при жизни Леонида Георгиевна переживала за страну, которую всегда считала своей. "Она говорила: строить коммунизм, все равно, что вечный двигатель. Да, она всегда очень много говорила о России", – вспоминают друзья.

Последние все-таки царские почести: гроб покрыт желтым императорским штандартом. И место захоронения – великокняжеская усыпальница. Построенная в начале XX века, она стала местом погребения некоронованных членов императорской семьи. Такой масштаб и объем для Романовых был символом монархического будущего России. "Планировалось разместить тут 300 склепов в три этажа, но в итоге остановились на 60", – рассказывает Марина Логунова, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Но за последнее столетие только 17 великих князей обрели покой в усыпальнице. В 1992 году здесь был погребен супруг Леониды Георгиевны, Владимир Кириллович. И тогда же была сделана надгробная плита с ее именем и датой рождения. И только несколько дней назад на этом мраморе высекли и дату смерти. Традиционная горсть земли и слезы внука. Ее проводили как представительницу великого рода, как любящую жену, мать и бабушку.