В Москву привезли шедевры из Музея изобразительных искусств Будапешта

Шедевры Рафаэля, Веласкеса, Гойи, Дюрера и Эль Греко из коллекции Будапештского музея можно будет увидеть в Москве. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка, в которую вошли более пятидесяти полотен.

Шедевры Рафаэля, Веласкеса, Гойи, Дюрера и Эль Греко из коллекции Будапештского музея можно будет увидеть в Москве. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка, в которую вошли более пятидесяти полотен.

Хрестоматийная картина Гойи, в книгах о живописи ее долгое время представляли просто – "Девушка с кувшином". И только совсем недавно венгерские исследователи выяснили: на холсте – партизанка, героиня испанской войны за независимость.

"В начале XIX века на Сарагосу напали наполеоновские войска. Сарагоса по сравнению с наполеоновской армией была практически безоружна. Эта девушка носила защищающим Сарагосу воинам воду по вечерам", – рассказывает Светлана Загорская, хранитель коллекции испанской живописи ГМИИ им. Пушкина.

Два музея изобразительных искусств – Будапешта и Москвы – почти ровесники, разница в два года. Похожи по архитектуре, и коллекции их друг другу не уступают. Вот разве что в российском французская живопись представлена в полном объеме и почти нет испанской, а в венгерском – наоборот. На гастролях в Москве – Веласкес и Эль Греко – те, кого обычно не увидишь в столице. А еще Дюрер, Джорджоне, ван Рёйсдал – художники от Рафаэля до Гойи из коллекции князей Эстерхази.

"Миколаш Старший или Миколаш Великолепный – он современник нашего Николая Юсупова, современник барона Строганова, современник князя Безбородко – это все вельможи Екатерины II, Александра I. Австро-венгерские вельможи той поры, они собирали блестящие коллекции", – объясняет Вадим Садков, куратор выставки "От Рафаэля до Гойи".

Картин Альбрехта Альтдорфера – тезки и современника Дюрера – в России нет ни в одном собрании. Их в мире сохранились единицы, да и те стараются никуда не возить – художник писал на деревянных досках, которые не выносят изменений влажности. Будапештский музей все-таки доверил коллегам "Распятие" Альтдорфера в специальной климатической раме.

"Я думаю, что он очень правильно поступил, сделав этот сюжет на золотом фоне. Это ведь как оратория. Здесь есть ощущение какого-то общего, возносящегося к небу, чувства", – рассуждает Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина.

Фламандцев представляет Якоб Йорданс. Вот "Сатир в гостях у крестьянина" на сюжет басни Эзопа, повествующей о том, как поражен был лесной дух тем, что человек своим дыхание может что-то согреть – в данном случае руки, что-то – остудить (здесь – еду), и впредь сатир решает избегать людей.

Йорданс был так популярен, что многие европейские семьи хотели иметь его полотна у себя дома. Особенно большим спросом пользовался как раз "Сатир". Так что мастер сделал несколько вариантов этой работы. И если кто-то подходит к картине, привезенной из Будапешта, сотрудники Пушкинского музея сразу говорят: "А спуститесь вниз: у нас в постоянной экспозиции есть почти такая же!"

Эта выставка – ответный шаг Будапештского музея, где уже с успехом показали импрессионистов из собрания Пушкинского.