Пушкинский музей представляет: "От Рафаэля до Гойи"

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка шедевров из коллекции Музея изобразительных искусств Будапешта. Москвичи смогут увидеть работы Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Веласкеса, Эль Греко, Гойи – и это далеко не весь список мастеров.

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка шедевров из коллекции Музея изобразительных искусств Будапешта. Москвичи смогут увидеть работы Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Веласкеса, Эль Греко, Гойи – и это далеко не весь список мастеров.

Если очередь на Пикассо начиналась примерно оттуда – с конца Колымажного переулка – то на новую выставку в Пушкинском музее она, возможно, будет еще длиннее. То был один прославленный мастер, теперь сразу десяток: Рафаэль, Джорджоне, Дюрер, Веласкес, Эль Греко, Гойя – и это далеко не весь список. В Москву привезли 60 шедевров из Музея изобразительных искусств Будапешта.

Будапештский музей – один из крупнейших в Европе, хотя и не так известен у нас, как Лувр или Дрезденская галерея. Например, про коллекцию испанской живописи в венгерской столице говорят: богаче – только в самом Мадриде. Испанцев аристократы из семьи князей Эстерхази покупали веками по всему миру, в том числе, и у русских меценатов. Эта "Мария Магдалина" кисти Эль Греко принадлежала знаменитому Щукину, но в начале 1900-х он выставил ее на торги. В Россию картина возвращается впервые.

"Может, кто-то ему посоветовал. Знаете, бывали такие дилеры в начале XX века, которые рассказывали человеку непосвященному, что это, возможно, не Эль Греко, а копия XIX века и так далее. Мы не знаем эту историю. Мы можем только фантазировать на эту тему", – объясняет Светлана Загорская, куратор выставки "От Рафаэля до Гойи".

Центральная часть экспозиции – три мужских портрета эпохи Ренессанса, работы трех современников – Рафаэля, Джорджоне и Дюрера. Флорентийская, венецианская и немецкая школы – посетителям для сравнения. Все три юноши – загадки для исследователей. Кто они, до сих пор точно не установлено.

"Относительно Альбрехта Дюрера есть предположение, что он изобразил своего младшего брата Андреаса Дюрера. Дело в том, что по моде того времени горожане надевали на волосы сетку, потом берет. Здесь берета нет. Значит, портрет не официальный, и это кто-то из домашних художника", – предполагает Андреа Цере, исполнительный директор Музея изобразительных искусств Будапешта.

Все полотна для выставки отбирала лично Ирина Антонова. Постаралась привезти то, чего в Пушкинском музее нет: Веласкеса, Хальса, немецкого художника Альбрехта Альтдорфера – последний, кстати, не представлен вообще ни в одном музее России. Его картин и в мире не так много. Одна из главных – "Распятие" – хранится как раз в Будапеште. На гастроли в Москву работу Альтдорфера привезли в специальной климатической раме.

"Он мастер пейзажа, изумительных пейзажных фонов. Здесь он, видимо, для большей драматичности сюжета, как икону поставил картину на золотой фон. А вместе с тем он художник эпохи Возрождения, он полностью владеет ракурсами, поворотами", – показывает Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина.

К сожалению, венгерский музей не отпустил в путешествие все свои шедевры: не приехал заявленный Тициан. Впрочем, сказала Ирина Антонова журналистам, к этому надо отнестись с пониманием: им же тоже надо что-то показывать туристам.