Школьница из архангельской глубинки изменила Гражданский кодекс

Её отец - алкоголик - продал квартиру, в которой жила семья, и девочка с матерью оказались на улице
Её отец - алкоголик - продал квартиру, в которой жила семья, и девочка с матерью оказались на улице
Конституционный суд встал на защиту детей при сделках с недвижимостью. Отныне выселить ребёнка из квартиры родителей будет непросто. Пересмотреть соответствующий закон суд решил после нашумевшего дела Валерии Чадаевой. Её отец – алкоголик – продал квартиру, в которой жила семья.

Конституционный суд встал на защиту детей при сделках с недвижимостью. Отныне выселить ребёнка из квартиры родителей будет непросто. Пересмотреть соответствующий закон суд решил после нашумевшего дела Валерии Чадаевой. Её отец – алкоголик – продал квартиру, в которой жила семья, и девочка с матерью оказались на улице. Причём всё было сделано по закону. Теперь по решению Конституционного суда каждый подобный случай будет рассматриваться с особым вниманием.

Поводом для попытки исправления закона стала история 16-летней жительницы города Котлас Архангельской области Валерии Чадаевой. Собственный отец буквально выставил ее из квартиры, в которой она прожила почти всю свою жизнь. Причем сделал это на законном основании.

В подобной ситуации по всей стране сейчас оказываются сотни детей. За эти сотни и, прежде всего, за саму себя попыталась вступиться Лера со своим адвокатом. Сколько она себя помнит, отец пил, проигрывал деньги в карты. Продал почти все из квартиры, а потом, находясь уже в тюрьме, продал и саму квартиру, собственником которой он был.

Несовершеннолетняя девочка с мамой остались без места жительства и были вынуждены переехать к бабушке. Мама от переживаний заболела и умерла.
"Потом, когда повзрослела, лет мне 10 уже было, я поняла, что он – не человек. Но то, что квартиру продаст, даже я не ожидала", – признается истица Валерия Чадаева.

По этому делу состоялся суд. Его Валерия Чадаева проиграла. Ведь после внесенных изменений в 2004 году в статью 292 Гражданского кодекса родители имели право распоряжаться недвижимостью без согласия органов опеки, так как подразумевалось, что при живых родителях именно они опекают своего ребенка.

В случае Леры суд решил, что она находится под защитой мамы, а, значит, сделка по продаже квартиры правомерна. Впрочем, юристы утверждали: эта статья противоречит Конституции, согласно которой материнство и детство находятся под защитой государства.

"Эта статья была направлена на то, чтобы снять с родителей подозрения в недобросовестности по отношению к собственным детям, но оставила коридор именно для неблагополучных формальных родителей", – отмечает председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин.

Это как раз случай Леры, формально оставшейся на попечении отца, который, впрочем, от своих обязанностей уклонялся. И его право на продажу недвижимости явно противоречило интересам дочери, нуждающейся в жилье. По нормам Европейского суда, это непозволительно.

Сегодня Конституционный суд России постановил: 292-я статья Гражданского кодекса действительно имеет противоречие. Суды должны проверять добросовестность родителей, а дело Леры Чадаевой должно быть пересмотрено. Впрочем, вернуть девочке ту самую квартиру, скорее всего, не удастся, ведь после первой сделки она еще несколько раз продавалась.

"Мы будем искать какие-то другие варианты – может, помогут федеральные или региональные власти", – говорит адвокат истца Владимир Цвиль.

Сейчас Лера живет у бабушки в деревянном неблагоустроенном доме. Воды нет, и мыться они ходят в ближайшую школу. Но их застольные семейные разговоры уже стали гораздо более оптимистичными.