Москва встречает сокровища Помпей

Выставка "Помпеи. Тайны погребенного города" откроется через неделю в залах Государственного исторического музея. Россиянам покажут древние экспонаты знаменитого города-музея под открытым небом – те, что не пощадил и в то же время спас грозный Везувий.

Выставка "Помпеи. Тайны погребенного города" откроется через неделю в залах Государственного исторического музея. Россиянам покажут древние экспонаты знаменитого города-музея под открытым небом – те, что не пощадил и в то же время спас грозный Везувий.

Мощность подиума проверяют весом трех русских мужских тел. Гости спорят: скульптуры весят 250 килограммов, укреплены ли постаменты изнутри? Наши специалисты успокаивают итальянцев. После часового и крайне темпераментного диалога решаются распаковать первую фреску. Начинается очень важное мероприятие – прием на хранение.

Фреску сверяют с фотографией, какой она была до переезда в Россию. К каждой фреске прилагается паспорт, акт сохранности, описание. Например, одна – с купидонами, из дома в Помпеях.

"Один из домов был раскопан в XVIII-XIX веках, фрески с изображениями купидонов, которые играют на музыкальных инструментах, занимаются рыбной ловлей", – говорит Георгий Ломтадзе, научный сотрудник Государственного исторического музея.

Итальянцы сами, никому не доверяя, поднимают экспонаты с первого этажа на второй. И снова, не дыша на шедевр, тщательно его осматривают. Даже простукивают.

Реставратор Ромоло Д'Анжело помнит все трещинки фрески и вдруг находит новую. Спокойно объясняет, что ему понадобилось 30 лет, чтобы на слух определить качество повреждений.

"Острый слух реставратора определяет, есть ли внутри пустота или все нормально. Если пустота, срочно необходима реставрация. Но там все нормально, просто отошла штукатурка, пока везли", – говорит Д'Анжело, главный реставратор Национального археологического музея Неаполя.

На осмотр каждого предмета тратят минимум полчаса. На то, чтобы расставить всю коллекцию, потребуется не день и не два.

В ящиках находятся 115 предметов из Помпей – колоссальнейшая древность! Все они в России впервые. Все они были сделаны до 24 августа 79 года – это день извержения Везувия.

И вплоть до XVII века фрески, скульптуры, живописные полотна лежали, присыпанные пеплом, скованные вулканической лавой. Кстати, именно она обеспечила артефактам такую потрясающую сохранность, потому что лишила кислорода.

Сначала произведения искусства варварским способом выламывали из застывшей массы, потом раскопки перешли в цивилизованную фазу. Скульптуры, картины, бронзовые зеркала, сосуды для масла и прочая домашняя утварь перекочевали в музеи.

"Сердце болит за все экспонаты. Какие-то более хрупкие, какие-то – менее хрупкие, но все требуют осторожности. Как везти, куда ставить – эти вопросы возникают каждый раз, когда мы показываем нашу коллекцию за границей. Нужна комфортная обстановка, микроклимат", – говорит Джованни Чирелла, директор по выставочной работе Национального археологического музея Неаполя.

Влажность, например, – обязательное условие для драгоценностей – золота, бронзы, изумрудов.

"Коллекция ювелирных украшений была найдена с человеческими останками. Вероятно, люди в лавке готовились к бегству, и они оказались погребены", – рассказывает Кирилл Фролов, главный хранитель отдела исторических памятников Государственного исторического музея.

Останки людей в Помпеях закатаны в гипс. Их на выставки за границу не вывозят. А драгоценности обещали показать на открытии экспозиции через неделю. Выставка "Помпеи, тайны погребенного города" станет центральным событием недели неаполитанской культуры в Москве.