Челябинск ищет новый дом для органа

Судьба челябинского органного зала на этой неделе вновь привлекла внимание общественности. По приглашению областных властей на Южный Урал прибыл генеральный директор органостроительной фирмы "Германн Ойле" Иржи Коцоурек.

Судьба челябинского органного зала на этой неделе вновь привлекла внимание общественности. По приглашению областных властей на Южный Урал прибыл генеральный директор органостроительной фирмы "Германн Ойле" Иржи Коцоурек. Немецкий эксперт призван провести ревизию состояния инструмента и подыскать подходящее помещение для возможного переезда. От профессионального заключения во многом будет зависеть дальнейшая судьба органа.

Вниманию главного специалиста фирмы "Германн Ойле" было предложено три помещения: здание филармонии, католический храм и актовый зал института музыки. Причем первый объект из списка - зал филармонии - предложила немецкая сторона. "Очень много мелких недостатков, которые все вместе складываются. Плюс ко всему акустика неподходящая. Я бы этот зал не рекомендовал", - говорит генеральный директор фирмы "Германн Ойле" Иржи Коцоурек (Германия).

Второй вариант - католический храм в Металлургическом районе - изначально фигурировал в официальной версии как наиболее реальное место для новой обители органа. Несмотря на наличие в церкви переносного инструмента, настоятель с радостью готов был принять концертный орган. "Это красивое здание - пример того, что акустика и звучание не всегда соответствуют внешнему виду. Звук длится слишком долго, не рассеивается и поэтому смешивается, становится нечетким, теряется красота звучания", - отметил Иржи Коцоурек.

Последний вариант - зал института музыки - уже предлагался для переезда еще 10 лет назад. Несмотря на то что институт является профильным музыкальным заведением, концертный зал в первую очередь предназначен для выполнения учебной функции. Иржи Коцоурек заявляет: "Этот зал ни для какого органа не подойдет".

На проведение предварительной экспертизы ушел целый день. Основные претензии во всех случаях приблизительно одинаковы: плохая акустика, недостаток места для установки органа и неподходящие климатические условия. "Из трех просмотренных сегодня помещений мы не можем уверенно рекомендовать для переноса ни одно, - констатирует Тарас Багинец, органист (Екатеринбург). - Нельзя сказать, что какое-то из этих зданий подходит. Чтобы взяли орган и перенесли туда".

Тем не менее специалисты надеются, что с помощью современных технологий, качественной работы профессиональных мастеров и систем климат-контроля риски удастся минимизировать. Однако гарантии, что при переносе инструмента не будут утеряны его уникальные качества, давать не рискуют. "Мы можем максимально увеличить шансы на успех при помощи квалифицированной работы мастеров, внимательного анализа, компьютерного моделирования звучания, максимально повысить шансы, но гарантии нет", - считает Тарас Багинец.

Параллельно рассматривается предложение о строительстве нового здания для органа, а вот о новом инструменте в новом зале речь вовсе не идет, поскольку затраты в этом случае вырастут в несколько раз. В любом случае последнее слово - за областной администрацией.