Богиня танца. Скончалась великая балерина Марина Семенова

Сегодня в Москве на сто третьем году жизни скончалась великая русская балерина Марина Семенова.
Сегодня в Москве на сто третьем году жизни скончалась великая русская балерина Марина Семенова.
Очень мало осталось кадров, где великая балерина танцует. Но все, кто видел ее на сцене, говорят - это ни с чем сравнить невозможно.
Сегодня в Москве на сто третьем году жизни скончалась великая русская балерина Марина Семенова.
Сегодня в Москве на сто третьем году жизни скончалась великая русская балерина Марина Семенова.
Очень мало осталось кадров, где великая балерина танцует. Но все, кто видел ее на сцене, говорят - это ни с чем сравнить невозможно.
Сегодня в Москве на сто третьем году жизни скончалась великая русская балерина Марина Семёнова. Весь русский и мировой балет скорбит. Ушла легенда, с которой связаны лучшие страницы истории Большого театра.

Сегодня в Москве на сто третьем году жизни скончалась великая русская балерина Марина Семёнова. Весь русский и мировой балет скорбит. Ушла легенда, с которой связаны лучшие страницы истории Большого театра. До последней минуты Марина Тимофеевна оставалась верна ему. Здесь она блистала как прима-балерина и почти полвека работала педагогом. Среди ее учеников: Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Николай Цискаридзе и другие звезды.

Богиня танца. Только так Марину Семенову называли всегда. Сравнивали со скульптором, который отсекает все лишнее и являет миру кристально-чистое искусство.

Очень мало осталось кадров, где великая балерина танцует. Но все, кто видел ее на сцене, говорят – это ни с чем сравнить невозможно. Уникальная техника и настоящий полет души.

"Великая балерина, имеющая и показывать образ, исполняемый на сцене, и исполняющая настоящей классической техникой, выше которой нет, не было и не будет", – вспоминает Михаил Лавровский, педагог-репетитор ГАБТ.

Ученица легендарной Агриппины Вагановой – в 1918 году в класс Марину Семенову она принимала со словами: "Невзрачная блондиночка, но всем еще покажет, как надо танцевать". Семенова и показала: едва закончив балетное училище, буквально спасла русский классический балет.

"Она была образцом классического балета. То, что балет существовал в советской России, – это благодаря ей. В 1925 году была комиссия, которая хотела отменить это искусство. И они пришли на ее концерт. Настолько были очарованы, что решили оставить балет", – рассказал Николай Цискаридзе, народный артист России.

Сначала Мариинка, потом Большой театр. Одетта-Одилия, Жизель, Раймонда. Одной из первых советских балерин она отправилась на гастроли за границу, по приглашению Сержа Лифаря танцевала на сцене Парижской оперы. А в 1937-м стала "невыездной", после того как расстреляли ее мужа, Льва Карахана, замнаркома иностранных дел. Ей Раневская сказала: "Мариночка, эта твоя профессия – это же каторга в цветах".

А все, кому посчастливилось с Семеновой общаться близко, говорили – за ней, как за Раневской, надо было записывать, получился бы отличный сборник цитат. Марина Тимофеевна ценила точно бьющее в цель слово и острую шутку.

"Она могла шутя сказать такое что-то важное и великое, что могло перевернуть человеческую судьбу. Если можно сравнить ее в литературе с кем-то, вот ушел человек, как глыба, подобная Льву Толстому", – сказала Людмила Семеняка, балерина.

Балерина Людмила Семеняка – одна из "семеновского полка", так называют себя ученики Марины Тимофеевны. Майя Плисецкая, Надежда Павлова, Галина Степаненко, Николай Цискаридзе – для всех Семенова была ангелом-хранителем, мамой, учителем. Попасть к ней в класс – об этом молодые артисты могли только мечтать. Они считали ее абсолютным диктатором, но боготворили.

"Горделивая, царственная посадка головы нас подтягивала, и мы подчинялись ее величию, ее знаниям", – сказала Светлана Адырхаева, народная артистка СССР.

Марина Тимофеевна всегда говорила, что выход на сцену должен быть праздником, душа должна трепетать. Публику не обманешь. В день своего 95-летия она вышла из Большого театра, чтобы никогда больше не вернуться, но ее присутствие на подмостках, которым она отдала семь с лишним десятилетий, ощущается и сейчас. Сегодня на ее портрете – траурная лента. Жизнь длиной в век была служением танцу, зрителям и ученикам, которые передают секреты великой Семеновой следующим поколениям.