"Майорка" Жоана Миро

В столичном Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка Жоана Миро – одного из лидеров сюрреалистического и абстрактного искусства XX века. Десять драгоценных офортов привезли из Музея современного искусства на острове Майорка.

Год культурного обмена между Россией и Францией – в разгаре, но те, кто заглядывает вперед, уже в курсе того, что следующий – 2011 год – станет Годом Испании в России и России в Испании. Потому камерную выставку Жоана Миро в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывают президент Балеарских островов Франсеск Антик-и-Оливер и министр культуры России Александр Авдеев, а директор музея Ирина Антонова уже придумывает испанский аналог выставки Пикассо. Быть может, это будет ретроспектива Хоана Миро?

Жоан Миро – лицо испанской живописи XX века, сюрреалист и абстракционист, работал активно и много, но в российских собраниях работ Миро мало. В отделе гравюры и рисунка Музея изобразительных искусств имени Пушкина – всего одна книга художника с авторскими оттисками, подарена женой Евгения Евтушенко. "В нашем собрании есть только эта книга с иллюстрациями Миро к произведениям Тристана Тцары "сазанное в одиночестве". Здесь есть около 70 гравюр. Других листов Миру у нас нет, и вообще для отечественных собраний это большая редкость. К сожалению, большая част его произведений находится за рубежом", – рассказал сотрудница музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Гравюры Жоана Миро к поэтическому сборнику Тристана Тцары были сделаны в 1940-х годах. Это типичный ранний Миро – локальный цвет, лаконизм, выразительность иероглифа. Технику офорта Миро освоил в Париже под руководством кубиста Луи Маркусси, но собственный печатный станок появился у него позже, в конце 1950-х, когда художник осел на острове Майорка. Эти места Миро любил – здесь родились его мать и жена, сам он провел на Майорке последние тридцать лет своей жизни, и очень продуктивно – в собственной студии, где занимался крупноформатной живописью, скульптурой, гравюрой и проповедовал "свободное искусство, которое отражает внутренние вибрации созидательной души". Серия гравюр "Майорка" была создана в 1973 году 80-летним мастером, которому энергии было не занимать. Куратор выставки Наталья Веденеева рассказывает: "В поздние годы отходит от принципов сюрреализма и больше обращается к абстрактному экспрессионизму. Уже живя на Майорке, он увлекается восточным искусством. Вероятно, тяга к нефигуративному искусству, к отсутствию каких-то изобразительных мотивов – она важна в этих работах".

В поздние годы Жоан Миро серьезно интересовался искусством стран Магриба и всячески избегал фигуративности. Искусствовед Ксения Богемская пояснила: "Такие у него есть в работах 1920-е годов такие забавные "карнавалы амёб", прошу прощения за ненаучное определение, но здесь – поздний Миро, форма избавлена от изобразительности, динамика есть".

Десять гравюр Миро привезли в Москву из города Пальма, расположенного на острове Майорка. Там в Музее современного искусства хранится значительная часть его наследия. Но, как уверяют испанцы, на самом деле, Миро в их стране – повсюду. Советник по культуре посольства Испании в РФ Хавьер Гарсиа Лараче рассказал: "Так случилось, что Жоан Миро много сделал для образа современной Испании. Его рисунки не раз превращались в логотипы испанских культурных институций, и каждый раз, когда Испания участвует в международных встречах и культурных обменах, без Миро не обходится". Редкие листы Миро в Москве пробудут недолго – всего две недели.