В Норвегии утилизируют севший на мель крейсер "Мурманск"

В Норвегии решают судьбу "Мурманска". Речь идет о советском военном крейсере, списанном еще в 90-х годах. Тогда во время буксировки "Мурманск" сел на мель в Норвежском море и сейчас его собираются распилить. Однако за это время корабль успел стать местной достопримечательностью.

В Норвегии решают судьбу "Мурманска". Речь идет о советском военном крейсере, списанном еще в 90-х годах. Тогда во время буксировки "Мурманск" сел на мель в Норвежском море и сейчас его собираются распилить. Однако за это время корабль успел стать местной достопримечательностью.

В хозяйстве семьи Фюрей у этого предмета особое место. Среди крючков и лесок рыбак Стейнар хранит главный в жизни сувенир. Он с "Мурманска". Не города, а крейсера. "Смотрите, этот штурвал нужно было крутить руками, чтобы точно наводить орудия", – показывает Стейнар.

В прибрежной дымке он покачивает пушками уже почти 16 лет. Увидеть настоящий российский боевой корабль всегда было мечтой норвежца, и мечта к нему приплыла. Прямо под окна. "Это было какое-то чудо! Рождественское утро 1994 года, открываю глаза – стоит крейсер. Думаю, фантастика! Вот это подарок!" – рассказывает Стейнар.

Но нрав у "Мурманска" оказался не подарок. Советский военный крейсер проекта 68-бис был спущен на воду 55 лет назад. В начале 90-х из российского флота его списали, судно продали в Индию, буксировали на металлолом, но в шторм "Мурманск" оборвал все тросы и сел на мель в Норвежском море, у заполярного острова Сёрёйя. Не захотел сдаваться.

Но скоро "Мурманск" перестанет быть частью морского пейзажа. Стиг Лиен руководит работами по демонтажу судна. В этот проект власти Норвегии вложили почти 40 миллионов евро. Работы в решающей стадии: вокруг корабля заканчивают возводить специальный вал, потом док осушат, а крейсер распилят.

Но чтобы пилить, к суровому, как здешний климат, "Мурманску" нужно еще подступиться. Однажды его уже пытались поднять из воды. Но безуспешно. Теперь стратегия другая. "Мы строим вал высотой шесть метров над уровнем моря, чтобы хоть как-то защитить док от сильного ветра с запада, а потом насосами будем выкачивать из дока воду", – поясняет Стиг Лиен.

Разобрать крейсер было решено после того, как панику подняли организации по защите среды. Якобы внутри "Мурманска" были вещества, которые наносят вред экологии. Однако, по словам Лиена, ничего опасного внутри судна не обнаружено. "Обычное загрязнение, характерное для судов такого типа – от электродеталей и пластика", – говорит руководитель проекта по демонтажу судна.

Для петербуржца Андрея Мантулы это судно не просто тонны железа. На крейсере служил его отец, сам Андрей тоже покорил "Мурманск" два года назад, водрузив на затонувшем корабле российский флаг. "Высадиться на корабль было сложно, потому что катер маленький, болтает. А палуба вся в ракушках и в водорослях. Там можно было хорошо навернуться", – говорит Андрей.

Из кают судна все давно вынесли, ватерлиния глубоко под водой. У берегов дождливой Сёрёйи, где даже в середине июня плюс 3 градуса, "Мурманск" выглядит как корабль-призрак. Его палуба поржавела, внутрь не пускают из соображений безопасности. Но местные жители так привыкли к его виду, что российский крейсер стал едва ли не главной достопримечательностью этого норвежского острова. Ведь кроме него из русских здесь только жена Стейнара Лиля и сторожевой пес с русской кличкой Байкал. "Это визитная карточка поселка, к нему возят туристов", – рассказывает Лилия Кустова-Фюрёй.

Сёрёйю называют "краем большой рыбы", поохотиться с удочкой сюда приезжают со всего света. Но на открытках с острова всё равно "Мурманск". Самый большой и неожиданный улов норвежцев, которые честно признаются: когда российский крейсер исчезнет из их бухты, они будут скучать.