Тема:

Дело о захвате судна Arctic Sea 10 лет назад

Обвиняемый в захвате Arctic Sea опасается за жизнь семьи

Капитан, два механика и боцман прилетели поздно вечером с Мальты транзитом через Москву
Сухогруз Arctic Sea должен был прибыть в Беджайя (Алжир) с грузом пиломатериалов из Финляндии 4 августа. Связь с транспортом прервалась еще 28 июля
Капитан, два механика и боцман прилетели поздно вечером с Мальты транзитом через Москву
Сухогруз Arctic Sea должен был прибыть в Беджайя (Алжир) с грузом пиломатериалов из Финляндии 4 августа. Связь с транспортом прервалась еще 28 июля
Обвиняемый в захвате сухогруза Arctic Sea Дмитрий Савинс заявил в Мосгорсуде, что опасается за жизнь и здоровье членов своей семьи из-за того, что дал показания против экс-главы спецслужб Эстонии Эрика Нейлиса Кросса.

Обвиняемый в захвате сухогруза Arctic Sea Дмитрий Савинс заявил в Мосгорсуде, что опасается за жизнь и здоровье членов своей семьи из-за того, что дал показания против экс-главы спецслужб Эстонии Эрика Нейлиса Кросса. По его словам, он надеялся, что это имя не прозвучит в открытом судебном заседании. 

"Мне стало страшно, когда в суде прозвучало его имя, я надеялся, что этого не будет, - заявил обвиняемый. - Я боюсь за свою семью: моей супруге поступают угрозы, она обращалась в полицию 6 раз". Савинс пояснил, что "Кросс на протяжении десятилетия возглавлял спецслужбы Эстонии и до сих пор близко связан с этим ведомством". Он добавил, что из-за того, что назвал его заказчиком захвата сухогруза, лишил себя возможности вернуться на родину. Савинс рассказал, что дал согласие на организацию захвата после смерти матери, когда был эмоционально не стабилен. По его словам, затем он собирался отказаться от задуманного, но заказчик, который является "очень влиятельным человеком на территории Евросоюза, оказывал на меня давление". По словам Савинса, он был деловым партнером Эрика Кросса, у них был общий бизнес, они работали в одном офисе. При этом между ними были и дружеские связи, они вместе увлекались стрельбой. "У Кросса были проекты, касающиеся нефти, он строил пансионаты для состоятельных пенсионеров и деловые центры", - пояснил Савинс, добавив, что в связи с кризисом у Кросса возникли экономические трудности, и он решил заработать пиратством.

"Мы вместе начали подготовку за год до захвата", - говорится в показаниях. По словам обвиняемых, изначально планировалось совершить захват "по сомалийскому сценарию" в Атлантическом океане. Савинс рассказал следствию, что кандидатов отбирал по анкетам из 20-30 человек: для задуманного требовались авантюрные личности с криминальным прошлым. "Людей предоставлял заказчик, за ним всегда было последнее слово при отборе", - пояснил подсудимый, добавив, что отсеивали кандидатов из-за возраста или, если они были осуждены за умышленное убийство.

После формирования группы Савинс перешел к теоретическим и практическим занятиям - был разработан план, кандидаты тренировались лазить на борта судов, были проведены занятия на базе вооруженных сил Эстонии. "Когда я понял, что это за люди, что во всей группе только один человек обладает морским опытом, мы изменили план", - заявил Савинс. В итоге было решено осуществлять захват в Балтийском море, а участникам операции подняли зарплату до 20 тысяч евро. Савинсу, как организатору, было обещано 200 тысяч евро. К сухогрузу Arctic Sea пираты подошли ночью и связали членов команды. Однако, по словам обвиняемого, здесь произошел сбой - капитан успел позвонить хозяину судна. Согласно ранее разработанному плану в таком случае захватчики должны были эвакуироваться. По договоренности Кросс должен был подготовить катер, который встретил бы их на половине пути, однако, он этого не сделал. В итоге они вышли в Атлантический океан и, понимая, что на Кросса рассчитывать не стоит, стали сами звонить хозяину судна и в страховую компанию с требованием выкупа, однако, не получили денег. По пути они несколько раз переписывали название корабля на борту и в итоге почти через месяц оказались у берегов Кабо-Верде. Савинс назвал следствию еще двух организаторов - предпринимателя из Германия Сергея Демченко, который оказывал техническую поддержку и снабдил пиратов оружием, а также живущего в Эстонии гражданина Израиля Алексея Керцбура. По словам обвиняемого, Демченко должен был подойти к Arctic Sea на яхте из Кабо-Верде и эвакуировать захватчиков, однако в этой стране не оказалось ни одной яхты. Среди команды началась паника и неповиновение.

В итоге, сухогруз был освобожден российскими военными. За день до захвата Савинс позвонил жене и сказал ей, что скоро все закончится. В своем последнем слове подсудимый отметил, что признает вину, совершил ошибку, раскаивается и готов понести наказание. В качестве смягчающих обстоятельств он указал то, что членам экипажа была оказана медицинская помощь, с ними обращались как можно хорошо. "Я намеренно предпринимал все действия, чтобы тяжкие последствия не навредили, - заявил он. - Моя совесть чиста - никто не убит". В ближайшее время суд огласит приговор. 

Сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с командой из 15 архангельских моряков должен был прибыть в Беджайя (Алжир) с грузом пиломатериалов из Финляндии 4 августа 2009 года. Связь с ним прервалась 28 июля минувшего года. Позднее выяснилось, что 24 июля минувшего года к сухогрузу в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились восемь человек. Сославшись на неисправность своей лодки, они поднялись на борт Arctic Sea. 

Как рассказали члены экипажа судна, люди были в черной одежде с надписью на спине "полиция". Угрожая оружием, они потребовали беспрекословного выполнения всех их распоряжений. Затем сухогруз двигался по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование.