Каменный зоопарк Фаберже

Лишь с появлением кладовой с бронированными витринами каменный зоопарк Фаберже впервые за 80 лет покинул запасники Омского музея. Фигурки животных, выполненные в мастерских известного ювелира, коллекционировала русская аристократия.

Лишь с появлением кладовой с бронированными витринами каменный зоопарк Фаберже впервые за 80 лет покинул запасники Омского музея. Фигурки животных, выполненные в мастерских известного ювелира, коллекционировала русская аристократия. В собрании императрицы Марии Федоровны зоосад из камня насчитывал более сотни экземпляров.

"Миниатюрная анималистическая пластика – это огромный талант самого Фаберже, который знал особенности каждого животного, его красоту", – говорит Анна Чернявская, главный хранитель Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

Благодаря естественным прожилкам в камнях Фаберже удавалось имитировать даже шерсть животных. Но иногда на свет появлялись бирюзовые слоны и красные вороны. Не сразу узнаешь в такой фигурке "Клюющего воробья".

Фаберже увлекался японскими нэцке, когда создал эту статуэтку. В янтаре запечатлен японский шпиц – порода собак, популярная в России в начале XX века. А мопс, по предположению искусствоведов, принадлежал кому-то из окружения российского императора Александра III. Кто был владельцем каменной обезьянки, еще предстоит выяснить. В 30-х ее похитили из омского собрания. Обнаружили сравнительно недавно в антикварном магазине Омска. Так раритет вернулся в коллекцию.

Лариса Тимкова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, рассказала: "В экспозиции музея наряду с прочими изделиями фирмы Фаберже хранится и футляр от часов, как напоминание о трагической странице в истории музея 30-х годов. Именно в эти годы из коллекции музея, тогда еще краевого музея, пропали сотни экспонатов в силу разных причин. Возможно, в Омске до сих пор хранятся часы из коллекции картинной галереи 1930-х годов или краевого музея".

К 300-летию царствующей семьи Романовых Фаберже задумал серию императорских портретов. Однако политические реалии предреволюционного времени помешали Фаберже исполнить свой замысел полностью. Были созданы лишь несколько скульптур. Бюст Александра III сегодня хранится в собрании английской королевы Елизаветы. Бюст Николая I, выполненный из халцедона, в Омске. Это произведение вместе с другими экспонатами из омской коллекции Фаберже будут представлены через три года, к 400-летию Дома Романовых.