Еженедельная программа Вести.net, 19 июня 2010 года

Привет, Россия! Это программа Вести.net из Лос-Анджелеса, где в эти дни проходила одна из крупнейших игровых выставок – Е3. С обзора некоторых последних достижений индустрии виртуальных развлечений сегодня и начнем.

Привет, Россия, это программа Вести.net из Лос-Анджелеса, где в эти дни проходила одна из крупнейших игровых выставок – Е3. С обзора некоторых последних достижений индустрии виртуальных развлечений сегодня и начнем.

Xbox LIVE придет в Россию. Об этом официально заявила компания Microsoft на выставке Electronic Entertainment Expo-2010, которая проходит в Лос-Анджелесе. Онлайн-сервис для игровой консоли заработает в нашей стране в конце года.

Отечественным игрокам, выбравшим Xbox 360, больше не придется проникать в систему по "поддельному" гражданству, как это было раньше, когда приходилось при регистрации называть чужую страну и бороться с трудностями перевода, в том числе денежного.

Xbox LIVE позволяет скачивать из Сети всевозможные приложения и обновления для консоли, а также демо-версии игр. Но главное – он открывает доступ к игровым серверам Microsoft, то есть к полноценной многопользовательской игре. Владельцы аккаунтов Xbox LIVE также могут подключиться к Zune Marketplace, аналогу Apple iTunes, чтобы покупать музыку, полнометражные фильмы и т.д. Сейчас сервис Live работает всего в 26 странах. Аналогичная онлайн-служба главного конкурента Xbox – Sony Play Station – насчитывает 57 государств обслуживания, и уже довольно давно официально работает в России.

Впрочем, сетевому развитию своей консоли Microsoft предпочитает техническое. Уже в ноябре компания выпустит на рынок контроллер под названием Kinect. Это устройство, которое с помощью набора специальных камер считывает движения человеческого тела. Кинематика передается электронной модели игрового персонажа, и виртуальный герой повторяет действия человека. Стоить такая система будет около 200 долларов.
Технология Microsoft может пригодиться не только в играх. Ее можно использовать, например, в виртуальных примерочных при покупке одежды или для занятий аэробикой.

Иметь сенсорный контроллер, похоже, становится правилом хорошего тона для всех крупнейших игроков консольного рынка. В сентябре, то есть на два месяца раньше Xbox, Sony выпустит в продажу устройство Move, которое позволит управлять играми на PlayStation, почти не нажимая кнопок. Набор (2 джойстика, камера и диск с тестовой игрой) будет стоить около 100 долларов. Кроме того, Sony впервые выпустила на рынок трехмерные игры, которые позволяют, аналогично новомодным 3D-фильмам, более полно почувствовать эффект присутствия. Первой сенсацией трехмерной игровой индустрии станет игра Crysis 2, которая появится в продаже в конце осени этого года.

О наших личных впечатлениях от новинок мы еще расскажем ниже. А пока – к событиям недели. И сначала – о том, что больше всего показывали в теленовостях. Этот рейтинг составлен на основе наших собственных наблюдений за российским телеэфиром.

На пятом месте – международный экономический форум в Санкт-Петербурге.

Строчкой выше – продолжение истории с так называемыми "приморскими партизанами", нападавшими на милиционеров.

Тройку замыкают сюжеты с Чемпионата мира по футболу в ЮАР.

На втором месте – погода, а точнее, непогода в Москве и других российских регионах.

Ну, а больше всего по телевизору говорили о событиях в Киргизии.

Сравним с рейтингом новостных тем от компании "Яндекс", которая фиксирует всплеск пользовательских запросов к тем или иным сюжетам.

Открывает этот список кончина писательницы Наталии Толстой.

На четвертой позиции – взрыв на шахте в Днепропетровской области.

Далее – контракт сербского футболиста Тошича с клубом ЦСКА.

Второе место занимает гибель в ЮАР 11-летней правнучки легендарного Нельсона Манделы.

Ну, и наконец, самый большой всплеск запросов связан с матчами Чемпионата мира по футболу и, рискну предположить, что эта тема еще пару недель не покинет рейтинг новостных запросов.

Продолжим тему поиска. На минувшей неделе одним поисковиком стало меньше. Некогда лидер этого сегмента объявил, что меняет направление деятельности.

Интернет-компания Yahoo! уходит от роли поискового портала в бизнес, которому пока и названия никто не дал. Предполагается, что это будет развлекательно-новостной и медийный ресурс. Об этом свидетельствуют две громкие и судьбоносные новости. Первая – о сотрудничестве сервисов Yahoo! и социальной сети Facebook (запрещена в РФ). Пользователи получили возможность подключаться к Facebook на главной странице Yahoo!, оттуда публиковать записи на два фронта одновременно и, оставаясь на ресурсах Yahoo!, следить за обновлениями в социальной сети.

Проще говоря, на главной странице Yahoo! можно будет почитать ленту новостей Facebook, равно как и в Yahoo! Mail и других сервисах. Кроме того, пользователи, размещающие информацию на сервисах Yahoo! News, Yahoo! Sports, Flickr, смогут поделиться с друзьями из социальной сети ссылками на эти действия. Ведь Yahoo! интегрировал социальные функции Facebook в 15 своих сайтов. Например, после интеграции аккаунтов в Facebook и во Flickr каждое новое добавление материалов на фотосайте будет отображаться на стене пользователя в социальной сети Facebook. Это не единственная инициатива Yahoo! по интеграции с самой популярной соцсетью мира. Ранее был настроен импорт контактов из Facebook в почту Yahoo! Mail. Все это планомерные шаги по превращению портала в социальный медийный сервис.

Уход из прославившего когда-то Yahoo! поискового рынка фактически подтверждает новость номер два – логичное и заявленное еще несколько месяцев назад слияние наконец-то состоялось. Поисковик от "Майкрософт" Bing на этой неделе заменил поисковый алгоритм Yahoo!. О сделке Microsoft и Yahoo! стало известно ещё год назад: эксклюзивной поисковой платформой для Yahoo! должен был стать Bing, как оно, собственно, и случилось, а Microsoft купила 10-летнюю лицензию на поисковые технологии партнера. Таким образом, "Майкрософт" и "Яху" пытаются подвинуть лидера поискового рынка – компанию Google. Когда о сделке стало известно, эксперты в один голос твердили, что альянс Microsoft с Yahoo! обеспечит рост распространения поисковой системы Bing, а Microsoft получит при этом возможность стать вторым после Google игроком, предоставляющим услуги поиска в Интернете.

"Эта сделка дает Microsoft более заметную долю в сфере интернет-рекламы, но он все равно на многие мили отстал от Google. Технически Bing от Microsoft – очень хороший движок, но им никто не пользуется, он сейчас не зарабатывает денег. Сделка с Yahoo! превратит его в неплохой и прибыльный поисковый движок номер два в мире. Но никак не в Google", – заявил Крис Грин, аналитик компании DMG Europe.

Ресурс Yahoo!, по сути, потерял свое лицо. А ведь эта компания – целая веха в истории развития Интернета. Проект, начинавшийся в 90-е как хранилище ссылок под названием "Путеводитель Джерри и Дэвида по Всемирной Паутине", вырос в один из первых поисковиков – Yahoo!. Компания была первой, которая решила развивать поисковик по портальной схеме, добавляя на сайт различные дополнительные сервисы: новости, почту, объявления, рыночную аналитику. В это время на рынке интернет-поиска стали появляться конкуренты – молодые и пока никому не известные компании: AltaVista, Webring, Google. Некоторых из них Yahoo! поглотила, с другими справиться не смогла.

Интересно, что с первых дней основания компании Сергея Брина владельцы Yahoo! поддерживали ее и в какой-то мере даже помогли вырасти Google, который в итоге и вытеснил Yahoo! За последнее десятилетие сосредоточенный только на поиске Google занял почти весь этот рынок. А Yahoo! с каждым годом играла роль все больше отстающего. Возможно, преобразование Yahoo! из интернет-поисковика в медийный портал – это единственный путь удержать компанию на плаву, но это уже другая история. История поисковика Yahoo! закончилась в июне 2010 года.

Теперь, как и было обещано, возвращаемся на игровую выставку Е3 в Лос-Анджелесе. Промо-ролики новинок традиционно красивы, но реальность далеко не всегда оказывается столь же впечатляющей. Нам самим на выставке Е3 удалось протестировать новые устройства, задача которых – принципиально изменить управление в играх.

Move от PlayStation – это устройство, внешне напоминающее эстрадный микрофон со светящейся головкой. Именно за ней следит видеокамера приставки, которая и превращает движения игрока в движения игрового персонажа. Move – универсальный контроллер, он может превращаться в меч, клюшку для гольфа, опять же микрофон для караоке или гитару, это может быть кулак бойца или рука игрока в волейбол. На самом приборе несколько управляющих кнопок, но непосредственно в игре применяется одна, например, для выстрелов. Освоить Move довольно легко, приноровиться – чуть сложнее. Мне показалось, что PlayStation не всегда реагировала на мои движения и не каждый раз передавала их точно. Джим Райан, вице-президент Sony Сomputer Entertainment Europe, спешит заверить, что это не так:

- Точность и аккуратность Playstaion Move в действительности на очень высоком уровне.

- Но я этого не почувствовал. Некоторые мои движения передавались неточно.

- Ну, это наверное у вас такая новая техника боксирования. Если серьезно мы очень тщательно исследовали этот вопрос. И мы очень довольны результатом, тем как Playstaion Move реагирует на движения.

Казалось бы, предмет в руке мог бы глубже погружать игрока в виртуальную реальность с помощью физического отклика. Однако, возможно, из соображений экономии заряда аккумулятора, все, что происходит – лишь слабая вибрация, да и то не во всех случаях. Более того, в некоторых играх ощущаешь себя не слишком естественно. Если рубиться мечом или бить клюшкой с помощью Move – вполне нормально, то уже драться или играть в волейбол со светящимся микрофоном в руке, согласитесь, несколько странно, хотя, возможно, это дело привычки.

Более естественно выглядит система управления Kinect от Xbox: в этом случае у игрока в руках вообще ничего нет, а камера следит за движениями его тела. Выглядит это действительно впечатляюще, но со временем становится понятно, что речь не идет о какой-либо точности: от игрока требуется просто дернуться вправо или влево, подпрыгнуть, выставить руку и т.д. – система зафиксирует само по себе движение, но не четкую точку, в которую оно должно привести. Отсюда и ограничения на игры. Представить себе, скажем, качественную "стрелялку" в таком варианте просто невозможно. Это подтверждает и характер продемонстрированных нам игр: рассчитаны они на детей от пяти до двенадцати лет. Той аудитории, которую принято называть геймерами, это вряд ли будет интересно. Здесь не обходится без ограничений: чем более бесформенная на человеке одежда, тем хуже фиксируются движения, поэтому идеальный вариант – что-то вроде купального костюма.

Впрочем, как мы уже предполагали, цель Майкрософт – вовсе даже не игры, а некий универсальный интерфейс для работы с компьютером, доступный всем. "Проект Kinect будет запущен осенью 2010 года. Вместе с ним поступят в продажу порядка 15 игр для него. Игры замечательные, очень веселые. Нацелены они на семейную аудиторию, широкую аудиторию, на детей и женщин", – рассказала Анастасия Серебренник, менеджер по маркетинговым коммуникациям Xbox 360.

Резюмируя, можно сказать, что продукты – не очень-то и конкурируют, у каждого из них – своя аудитория. У Move от PlayStation – это, условно говоря, геймеры, любители серьезных игр, файтингов и спортивных симуляторов. Kinect от Xbox больше подойдет для семейного досуга.

Помимо управления, были представлены и принципиально новые возможности отображения игр. Прежде всего, речь идет о трехмерном изображении. Миниатюрное решение – игровая консоль 3DS от Nintendo Интерес к ней на выставке был велик: чтобы протестировать новинку, приходилось отстоять несколько часов в длинной очереди. 3D-графика в новом Nintendo такова, что ее элементы может воспринимать человеческий глаз без специальных очков.

У Sony Playstation гораздо более масштабное решение. Трехмерные игры работают с большими трехмерными телевизорами, которые, как нетрудно догадаться, недешевы. Как ни удивительно, но сама по себе приставка не требует модернизации, даже старые модели, как обещано, будут воспроизводить 3D-игры — лишь бы у пользователя был трехмерный телевизор. Ну и, конечно же, играть придется в очках.

Раньше мы обещали, что выясним реакцию производителей игровых консолей на вторжение Apple на этот рынок. Напомню, речь идет о возможностях нового телефона iPhone 4 со встроенным гироскопом и акселерометрами, который, по сути сам становится игровым контроллером. Удивительно, но все основные участники этого рынка, по крайней мере, на словах ничуть не обеспокоены появлением нового игрока. И более того, не считают, что этот игрок там на самом деле появился. По меньшей мере, именно так нам говорили представители всех производителей игровых приставок и консолей.

И еще о новинках, но теперь уже не для игровых приставок, а для интернет-сервисов. Пользователи отныне могут подрезать, переозвучить, и даже перемонтировать ролики, которые они загружают на YouTube.

Редактирование видео скоро станет неотъемлемой частью интернет-существования: YouTube, являющийся многолетним лидером рынка онлайн-видео, обзавелся собственным видеоредактором. YouTube editor – простой, рассчитанный на новичка облачный инструмент (все вычисления происходят на серверах Google), позволяющий пользователю не прибегать к помощи профессионального программного обеспечения, а выполнить элементарные манипуляции с видео, не выходя из YouTube. Все, что нужно сделать – это создать проект и перетащить туда уже загруженные ролики, которые станут основой будущего видеопроекта.

В качестве строительных видеоблоков можно использовать только собственные материалы, а не размещенные на YouTube другими пользователями. Ролики можно использовать целиком или вырезать из них определенный фрагмент, а также менять их расположение относительно друг друга.
В качестве финального штриха можно добавить звуковое сопровождение. Правда, выбирать можно только из библиотеки, предоставляемой Google, в которой на данный момент доступно более 10 тысяч записей. К тому же интернет-гигант предупреждает, что в случае использования музыки в финальном ролике может быть размещена реклама.

Это не первая попытка Google снабдить пользователей простым и легким видеоредактором. В 2007 году был запущен YouTube Remixer, основанный на программном обеспечении Adobe. Но, как отмечают в Google, несмотря на продвинутые функции, в нем было полно ошибок, и он тормозил. В результате от него отказались.

Новый видеоредактор Google быстрым тоже не назовешь: обсчет проекта продолжительностью в несколько минут может продолжаться часами.
Несмотря на немногочисленность функций, некоторые неудобства, а также на тот факт, что на рынке уже представлены другие онлайновые видеоредакторы, например, Adobe Premiere Express, YouTube editor будет популярен у интернет-пользователей. Ведь большинство программ для видеомонтажа сложны в освоении и часто обременены ненужным для большинства пользователей функционалом. YouTube же предлагает своей многомиллионной аудитории простое и бесплатное решение. А главное – воспользоваться им можно прямо на сайте видеохостинга.

Уже третью неделю идет война, которую крупнейшие российские кино- и телепроизводители и правообладатели объявили соцсети "ВКонтакте". Теперь противостояние перешло в фазу открытых писем. В Рунете нарастает противостояние между правообладателями и любителями бесплатного файлообмена. На страницах сетевого журнала "ВКурсе" – внутреннего СМИ соцсети "ВКонтакте" – появилось обращение к президенту и депутатам Государственной Думы с просьбой, как тут говорится "разработать и принять новые законы, которые не будут тормозить технический и информационный прогресс".

Цитата из письма пользователей Вконтакте: "Мы не поддерживаем настоящих пиратов, зарабатывающих на продаже нелицензионных продуктов. Но в то же время мы хотим свободно и бескорыстно обмениваться музыкой и видео. Делать это на удобных платформах социальных сетей, а не подпольно. Выложить в социальную сеть файл – все равно, что дать почитать книгу друзьям. Только в сети друзей тысячи. И это нельзя запретить. Так пусть наша страна станет первой, которая отразит это в своих законах".

Под письмом – за сутки поставили подписи 65 тысяч человек. И такой ажиотаж объясняется тем, что пользователи не хотят расставаться с привычкой получать контент в сети бесплатно. Эту привычку они считают неотъемлемым правом и возмущены, а быть может, и напуганы наступлением правообладателей, которое возглавил глава компании "Амедиа" Акопов. Именно он неделю назад пригрозил соцсети "ВКонтакте" масштабными судебными исками за нарушение авторских прав, назвав "30 миллионов пользователей сети уголовниками", и объявив дату начала судебного наступления – осень 2010.

Реакция пользователей "ВКонтакте" на заявление Акопова поначалу была весьма незначительной. Мало кто серьезно воспринял угрозы правообладателей. Однако обилие публикаций и комментарии юристов не оставили сомнений – закон на стороне правообладателей. Пользователей ВКонтакте действительно можно привлечь к уголовной и гражданско-правовой ответственности за размещение видео и аудио файлов у себя на странице. К ответственности можно привлечь по статье 146 УК РФ, которая предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет или в виде компенсации до 5 миллионов рублей.

С другой стороны, руководство социальной сети "ВКонтакте", построившее платформу для обмена файлами, фактически, провоцировало такую реакцию своих пользователей. С одной стороны сеть утверждает, что ответчиком по претензиям быть не может: файлы закачиваются пользователями и их слишком много для модерации.

"Только у нас пользователи загружают порядка миллиона видеороликов в день на свои страницы. То есть порядка 12 штук в секунду. Средняя длина каждого ролика – три минуты. Только на просмотр всех загружаемых роликов модераторами (даже без проверок, нарушают ли они чьи-то права или нет, просто просмотр) нужно 50000 часов в день. При 8-часовом рабочем дне нужно, чтобы каждый день, включая выходные, на нас трудились 6250 человек!", – говорит Павел Дуров, создатель соцсети "ВКонтакте".

С другой стороны в самом начале конфликта Дуров вступил в группу "Партия пиратов" на своем же ресурсе, чем по сути продемонстрировал свою поддержку любителям файлообмена. Объяснения пресс-секретарь "ВКонтакте" – Дуров присоединился к пиратам, чтобы посмотреть, что пишут люди в обсуждениях этой темы – вряд ли можно считать убедительными. Сейчас на вопросы нашей программы руководство соцсети не отвечает. Однако ответы содержатся в общедоступной информации. А именно: "ВКонтакте" – большой и легальный бизнес – поддерживает свободу распространения контента в Интернете. Вот что пишет пресс-секретарь социальной сети "ВКонтакте" Владислав Цыплухин в своем блоге:

- Руководство "ВКонтакте" поддерживает инициативу пользователей обратить внимание президента на проблему, но не на 100% согласно с формулировками, которые в нем приводятся.

Что именно имеется в виду, непонятно. Возможно, соцсеть таким образом показывает свои идеологические принципы свободного распространения контента. Но больше похоже на то, что "ВКонтакте" пытается усидеть на двух стульях: не попасть под судебный удар, с одной стороны, и удержать пользователей, привыкших к файлообмену, – с другой. Чем, по сути, признает наличие пиратского контента в своей сети конкурентным преимуществом, с которым очень не хочется расставаться.

А теперь – рейтинг персон, к которым, по данным компании Google, был проявлен всплеск запросов пользователей.

На пятом месте – министр финансов Алексей Кудрин, раскритиковавший бюджетную политику столичных властей.

На четвертой позиции – бизнесмен Дмитрий Рыболовлев, продавший значительный пакет акций предприятия «Уралкалий» Сулейману Керимову.

Третье место на этой неделе занимает министр обороны Анатолий Сердюков, заявивший, что Россия не собирается отказываться от профессиональной армии.

Рамзан Кадыров, отчитавшийся президенту о борьбе с боевиками, занимает на этой неделе второе место.

Ну а первый на этот раз – любимец интернет-публики Андрей Аршавин, но, по понятным причинам не в связи с чемпионатом мира по футболу, а в связи с намерением запустить свой собственный бренд ARSHAVIN. До встречи через неделю! Россия, пока!