Пекин отказывается от жесткой привязки юаня к доллару

Народный банк Китая сообщил, что намерен продолжить реформирование курсовой политики и повысить "гибкость" обменного курса юаня, дав при этом понять, что не видит необходимости в значительной ревальвации национальной валюты.

Народный банк Китая сообщил, что намерен продолжить реформирование курсовой политики и повысить "гибкость" обменного курса юаня, дав при этом понять, что не видит необходимости в значительной ревальвации национальной валюты. В заявлении, размещенном на сайте банка на английском языке, говорится, что установленные границы колебания юаня (0,5% в день) сохранятся неизменными. В то же время ЦБ намерен "сделать упор на отражении рыночного спроса с учетом корзины валют".

Необходимость этих мер в заявлении объясняется улучшением экономической и финансовой ситуации в стране и в мире. ЦБ при этом напоминает, что стабильность курса юаня помогла смягчению последствий глобального кризиса, способствовала росту экономик стран Азии и всего мира. "С учетом того, что платежный баланс Китая приближается к равновесию, основа для значительной по масштабу ревальвации курса юаня отсутствует", - констатируется при этом в заявлении.

Участники рынка расценили заявление китайского ЦБ, в котором не содержится ясных указаний на планируемые банком конкретные изменения, как свидетельство того, что Пекин отказывается от введенной два года назад, в начале кризиса, жесткой привязки юаня к доллару.Следствием этого может стать возврат к постепенной ревальвации китайской валюты, как это имело место в период с 2005 по 2008 год.

"Заявление центрального банка означает выход Китая из режима привязки курса к доллару. Если евро будет оставаться слабым, это также может означать, что юань может укрепиться к доллару", - сказал агентству Bloomberg аналитик China Construction Bank.

С июля 2008 года юань с небольшими колебаниями находится у отметки 6,83 юаня/$1. Ранее в этом году Пекин давал понять, что намерен постепенно возвращаться к более гибкому курсу, как это было до кризиса.

Пока не ясно, насколько заявление ЦБ поможет успокоить критиков валютной политики КНР в США и Европе.

10 июня министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил о необходимости скорейшего реформирования китайской курсовой политики. Выступая в финансовом комитете Сената, он заявил, что нынешний курс юаня приводит к экономическим перекосам и "за пределами границ Китая" и что американские рабочие, компании "должны иметь возможность для справедливой конкуренции на мировом рынке". Он дал понять, что ожидает результативного обсуждения этого вопроса на предстоящей встрече G20 в Торонто.

Конгресс занимает все более жесткую позицию в отношении необходимости введения санкций в связи с курсовой политикой КНР, американская же администрация до сих пор стремилась избежать прямой конфронтации с Пекином, предпочитая метод политического давления. Дефицит баланса внешней торговли США в апреле составил $40,3 млрд, что является максимальным уровнем с декабря 2008 года. На Китай из этой суммы пришлось $19,31 млрд против $16,9 млрд в марте. Китай увеличил в мае экспорт на 48,5%, а профицит его торгового баланса вырос по сравнению с апрелем более чем в 10 раз - до $19,5 млрд.

Пекин, однако, считает, что политизация вопроса об обменном курсе юаня может иметь обратный эффект, и напоминает критикам, что курс юаня с 2005 года вырос на 21%.

В пятницу начальник международного отдела Народного банка Китая Чжан Тао заявил, что Китай, несмотря на рост обеспокоенности Вашингтона, не намерен на предстоящем в Торонто саммите "группы двадцати" обсуждать вопрос обменного курса китайского юаня.