Виброфонист на крыше

Московская филармония открыла фестиваль "Другое пространство".

С этой крыши открывается один из самых красивых видов на центр Москвы – храм Христа Спасителя, высотные дома, Арбат. Но попасть сюда до сих пор могли только сотрудники технических служб Концертного зала имени Чайковского – это именно его крыша. И вот, наконец, в первый и, как говорят, в последний раз сюда пустили простых слушателей филармонии

Скрипач на крыше – это просто и хрестоматийно. Гораздо зажигательней – виброфонист. Семь этажей по лестнице тащили ударную установку, она с большим трудом пролезла в чердачную дверь. Фестиваль актуальной музыки в поисках "другого пространства", где привычные инструменты звучат не так, как в академическом зале, легких путей не ищет. Манифест фестиваля "Другое пространство" – "мы не открываем новые приемы игры, мы открываем новые залы". И новые имена – композиторов и музыкантов, некоторые из которых еще только учатся. Таких, как ударное трио из Гнесинки.

Модератор фестиваля "Другое пространство" музыковед Рауф Фархадов уверен: "Мне кажется, что это идеальное начало лета. Вхождение в музыку – летнюю музыку – через крышу – мне кажется, ничего лучше нельзя придумать. Мне кажется, очень важный момент заключается в том, , что молодые ребята начинают свою большую творческую жизнь с самых больших высот – с крыши. Значит, ниже опускаться нельзя".

"Другое пространство" можно сделать хоть из крыши, хоть из подвала, в котором фестиваль открывался в прошлом году. Или даже из зрительского фойе. Был коридор – стал Kraft Hall. Именно здесь композитор Олег Пайбердин представит свое новое произведение – "кантус фирмус» для виолончели и… немого кино – фильма "Эмак Бакия" французского режиссера 20-х годов. Мэн Рея. "Идея заключается в следующем: фильм является "кантусом фирмусом", к которому прибавляется голос виолончельный. Ну, это как в старинной музыке: вот есть хоральная мелодия, и к ней приписывается несколько голосов. И вот эта хоральная мелодия является "кантусом фирмусом" для всех остальных, то есть, главным голосом", – рассказал он.

Хотя "Другое пространство" – фестиваль, а не конкурс, и у него нет жюри, однако призы все-таки будут. По итогам зрительского голосования Московская филармония заключит контракты с тремя самыми талантливыми молодыми композиторами, возможно, первые в их карьере.