Тема:

Выборы в Польше 13 лет назад

Две Польши перед вторым туром. Реплика Александра Привалова

Две Польши перед вторым туром. Реплика Александра Привалова
Когда итоги состоявшихся в воскресенье выборов польского президента были окончательно подведены, и пыль рассеялась, тогда и выяснилось, что стало главной новостью кампании. То, что она не принесла сколько-нибудь существенных новостей. Польша не изменилась, мы уже видим это воочию.

Когда итоги состоявшихся в воскресенье выборов польского президента были окончательно подведены, и пыль рассеялась, тогда и выяснилось, что стало главной новостью кампании. То, что она не принесла сколько-нибудь существенных новостей. А ведь их очень ждали.

Уже довольно давно эксперты рассказывали друг другу, а заодно и публике, как за последние годы изменились настроения поляков, как разочаровало их правление ультраконсервативной партии "Право и Справедливость" (ПиС), как устали они и персонально от братьев Качиньских - и, в частности, от их залихватской внешней политики, рассорившей Польшу с обоими крупнейшими соседями (Германией и Россией), и заметно расстроившей её международную репутацию.

Когда президент Лех Качиньский погиб в катастрофе под Смоленском (ФОТО), аналитики уверяли, что волна горя и сочувствия хотя и увеличит электоральную поддержку второго близнеца, Ярослава, но не намного, и на внеочередных президентских выборах, безусловно, победит правящая сейчас партия "Гражданская платформа". Самым популярным прогнозом была победа Бронислава Коморовского в первом туре. На худой конец ему же обещали перевес в десяток процентов и автоматический выигрыш второго тура. И что же? И ничего этого нет.

Отрыв Коморовского от Качиньского составил лишь четыре с небольшим процента, и о гарантированности победы лучше сразу забыть. Пять лет назад, на предыдущих президентских выборах, представитель "Гражданской платформы" (тогда им был нынешний премьер Туск) выигрывал у Качиньского (тогда у Леха) примерно столько же, три с чем-то процента, но во втором туре благополучно проиграл целых восемь. Настолько, чтобы расстаться с ультраконсерваторами в первом туре, Польша не изменилась, мы уже видим это воочию. Возможно, она и вообще изменилась не так сильно, чтобы с ними расставаться?

Впрочем, это вопрос риторический - на самом деле всё не так однолинейно. И пять лет назад, и в это воскресенье за братьев Качинських и за их оппонентов голосовали две разные Польши. Воскресная статистика ещё не опубликована, но можно пари держать: она будет в точности такой же, как на президентских выборах 2005 года. Тогда Лех Качиньский выиграл у Туска в сёлах, разошёлся с ним вничью в малых городах и вчистую проиграл в крупных; выиграл по голосам пожилых избирателей, разошёлся вничью на людях средних лет и безнадёжно проиграл у молодёжи; ту же картину можно было видеть и в разрезе образования.

Чуть огрубляя, можно сказать: тогда за "Гражданскую платформу" проголосовала одна Польша, городская, образованная и далёкая от пенсий, а против - другая Польша, сельская, пожилая и не очень грамотная. Из того, что в 2005 году вторая из этих двух Польш выиграла, не следует делать вывод, что она больше. Нет, она просто лучше организована и дружнее является на выборы. Уже в 2007 году Польша "городская" взяла себя в руки, собралась и выиграла парламентские выборы, отняв у Качиньских место премьера. Так что и на теперешних выборах судьба второго тура зависит более всего от одного-единственного фактора: сочтёт ли для себя необходимым прийти на избирательные участки городская и образованная Польша.

Конечно, кое-что зависит и от традиционного для вторых туров вопроса: кому из финалистов отдадут голоса сторонники третьего призёра. В воскресенье третьим стал и с неплохим результатом - почти 14% - молодой Гжегож Наперальский, лидер Союза демократических левых сил. Но в данном случае этому фактору решающим не стать. И сам Наперальский, вполне возможно, не станет призывать своих сторонников голосовать за кого-либо из лидеров, и его сторонники, по мнению экспертов, разделятся примерно поровну.

Одни будут голосовать за Качиньского, поскольку тот говорит популистские речи о социальном государстве, другие будут голосовать против Качиньского, потому что он слишком уж ярый антикоммунист. Вот и выйдет так на так.

А решат исход выборов вещи предельно простые. Второй тур будет уже в июле. Избиратели Коморовского, люди не бедные, разъедутся в отпуска и голосовать не явятся. Ещё хуже для Коморовского, что его шибко образованные и не шибко спаянные избиратели могут решить, что дело уже в шляпе - первый тур-то выиграли без особых хлопот - и на участки не пойдут, даже не уезжая в Египет.

А вот электорат Качиньского и лишними деньгами не располагает, то есть никуда не разъедется, и замотивирован желанием отыграться за первый тур - стало быть, эта-то Польша к урнам придёт стройными рядами. Что ж, посмотрим, как оно выйдет. Смотреть можно без лишних волнений: поворот к улучшению польско-российских отношений уже произошёл и, по единодушному мнению наблюдателей, никуда уже не денется, кто бы в итоге не выиграл нынешние выборы.