Лесная промышленность: кругляк уходит иностранцам, щепки – государству

Проблемы лесной отрасли поднял премьер-министр Владимир Путин
Проблемы лесной отрасли поднял премьер-министр Владимир Путин
Правительство в этом году выделит на поддержку лесопромышленного комплекса России 1,3 миллиарда рублей. Это почти втрое больше, чем в 2009 году. Проблемы лесной отрасли поднял премьер-министр Владимир Путин. Главные вопросы: как спасти лес от черных лесорубов и наладить его переработку в России.

Правительство в этом году выделит на поддержку лесопромышленного комплекса России 1,3 миллиарда рублей. Это почти втрое больше, чем в 2009 году. Проблемы лесной отрасли поднял премьер-министр Владимир Путин. Главные вопросы: как спасти лес от черных лесорубов и наладить его переработку в России.

Главный закон, по которому в России лес рубят, заготавливают, продают и охраняют – это Лесной кодекс, который был принят три года назад. Часть полномочий, позволяющих распоряжаться лесными ресурсами, была передана регионам. Потому что для многих субъектов лесозаготовка – это основа местного бюджета. И хотя закон не позволяет продавать угодья, частник вправе с них снимать урожай на определенных условиях.

"Мы в свое время приняли решение отказаться от приватизации лесов и решать все производственные вопросы исключительно на условиях аренды. Как складываются отношения между органами власти, управления и арендаторами? Какие проблемы здесь вы видите?" – спросил премьер-министр Владимир Путин у руководителя Федерального агентства лесного хозяйства.

"Эта аренда долгосрочная – на 49 лет. И при правильном пользовании арендатор без аукциона может взять угодья в аренду еще на 49 лет, то есть практически на 100 лет. Это дает ему возможность стабильно работать, планировать свое дело. Мы говорим о том, что в лес приходит хозяин, и там меньше черных лесорубов, меньше воровства", – ответил Алексей Савинов.

Пригород Иркутска. Черные лесорубы выпилили в хвойнике самое ценное – как здесь говорят, "выбили из делянок все мясо". Государственная казна получит от продажи вырубленного здесь леса не больше 5-7%. Где остальное, уже не выяснить. Ведь ничто не мешает арендаторам найти других арендаторов.

"Часть своих площадей отдают в субаренду. Законом это не запрещается. Знаете, какую цену они поднимают? Раз в шесть-семь!" – отмечает Алексей Савинов.

Чтобы неотесанный кругляк за бесценок не увозили за границу, вместе с принятием Лесного кодекса были подняты экспортные пошлины на сырую древесину. Подразумевалось, что эта мера спровоцирует рост лесопереработки в России, возникнут новые рабочие места. Но в приграничных регионах повырастали, как грибы, допотопные китайские лесопилки. Их товар почти освобожден от пошлин. Поэтому сегодня важно как можно быстрее откорректировать понятия переработки так, чтобы в стране работали настоящие предприятия.

"Как вы оцениваете то, что у нас сейчас происходит в лесопереработке?" – спросил Владимир Путин у Алексея Савинова.

"Безусловно, есть критики, которые говорят, что мы должны экспортировать круглый лес. С этим согласиться никак нельзя. Я все время спрашиваю: почему мы вывозим? У себя мы не можем перерабатывать? Мы что – хуже? Этот лес наш, наша собственность. Поэтому позиция в этой части правильная. Если будет глубокая переработка, то это, безусловно, положительно скажется на развитии нашего лесного хозяйства", – ответил глава Федерального агентства лесного хозяйства.

Сколько в минувшем году было вырублено и продано леса, доподлинно неизвестно. Леспромхоз говорит о 93 миллионах кубометрах, Росстат – о 158 миллионах. Руководство Леспромхоза считает, что только с помощью крупных и средних предпринимателей отрасль сможет выбраться из категории убыточной.