За границу – без долгов. "Скажите прямо" с Татьяной Игнатьевой

Около ста тысяч россиян не смогут выехать за рубеж из-за долгов. Как быть должникам, если вместо приятного путешествия им приходится возвращаться из аэропорта домой? И как не оказаться в подобной ситуации?

Около ста тысяч россиян не смогут выехать за рубеж из-за долгов. Как быть должникам, если вместо приятного путешествия им приходится возвращаться из аэропорта домой? И как не оказаться в подобной ситуации? Об этом в прямом эфире радио "Вести ФМ" говорили Анатолий Кузичев и заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Татьяна Игнатьева.

Кузичев: Всем доброго вечера! Сегодня, друзья, вам предстоит сказать прямо, но в большей степени вам предстоит выслушать человека, который готов сказать всю правду о своей непростой работе. Это Татьяна Павловна Игнатьева, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов, заместитель главного судебного пристава Российской Федерации. Татьяна Павловна, добрый вечер!

Игнатьева: Добрый вечер!

Кузичев: Должники, долги, аэропорты, такие неуютные, когда ты должен, когда ты вынужден возвращаться домой вместо того, чтобы улететь в теплые страны. Сообщают, что около ста тысяч россиян в этом году не смогут выехать за рубеж именно из-за своих долгов. Данные эти на начало июня. Интересно, как эта цифра соотносится с цифрой прошлого года? Это больше гораздо или сопоставимо?

Игнатьева: Это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Если уж говорить, то это 108 с лишним тысяч на первое июня.

Кузичев: Бедные!

Игнатьева: У нас вынесено постановление об ограничении должников. Я бы не говорила "бедные", потому как должник - это тот, кто не исполняет судебные акты.

Кузичев: Знаете, бывает по молодости, по глупости – возьмешь кредит, потом забудешь, плюнешь на это дело, едешь в Хорватию… А тут вы стоите в аэропорту!

Игнатьева: Нет, вы знаете, так просто не бывает.

Кузичев: О, это, кстати, важный вопрос насчет "так просто не бывает". Бывает ли это сюрпризом: вот вы приезжаете в аэропорт, а вам – от ворот поворот?

Игнатьева: Нет, вы знаете, мне кажется, это несколько лицемерная позиция.

Кузичев: Нет, это вопрос. Никакого лицемерия. Это просто вопрос. Я искренне не знаю, может быть, вы где-то выносите свои решения на заседании своей "тройки" судебных приставов, а люди потом приезжают в аэропорт и с ужасом узнают, что они уже невыездные.

Игнатьева: Во-первых, не по "тройке", а по статье 67 Федерального закона об исполнительном производстве. Этот закон предусматривает такую меру, как ограничение права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации. Это касается и гражданина Российской Федерации, это касается и иностранного гражданина, это касается и лица без гражданства. Постановление пристава об ограничении может быть вынесено по тем исполнительным производствам, которые ведутся на основании судебного акта или во исполнение судебного акта. То есть, первоначально лицо, которого ограничивают в праве на выезд, должен иметь на руках решение суда. Он должен пройти судебную процедуру по какому-либо гражданско-правовому спору. Затем, соответственно, выдается исполнительный документ. Исполнительный документ отправляется в службу. Служба возбуждает исполнительное производство, конкретный пристав-исполнитель знакомит с копией этого постановления должника. Затем он предоставляет возможность и срок для добровольного исполнения обязанностей.

Кузичев: Это уже после судебного решения?

Игнатьева: После судебного решения, после направления в службу исполнительного документа.

Кузичев: Должнику еще предоставляется право для добровольного погашения задолженности?

Игнатьева: Да, устанавливается срок до пяти дней для добровольного исполнения обязательств по исполнительному документу.

Кузичев: То есть все документируется: "Вам предоставляется возможность…", с подписью, "Ознакомлен" и так далее?

Игнатьева: Конечно. Вот только тогда, когда лицо не исполняет в установленный срок то, что ему нужно исполнить по судебному документу, вот только тогда, когда он уклоняется от исполнения, могут быть применены меры, предусмотренные 67 статьей Федерального закона об исполнительном производстве. То есть, выносится постановление об ограничении права на выезд. При этом при вынесении постановления лицо также уведомляется об этом.

Кузичев: А каким образом уведомляется?

Игнатьева: Письменно, конечно.

Кузичев: Просто в ящик кидается или это должно быть заказное письмо?

Игнатьева: Мы отправляем заказными письмами, мы проверяем, уведомлен, не уведомлен, у нас есть реестр отправлений. Мы отправляем документ должнику, иногда лично вручаются под роспись, что он получил такое-то постановление. Поэтому, когда вы поедете в Хорватию, и вдруг окажется, что вы невыездной, мне по меньшей мере смешно, вдруг оказывается, что я должник, так я еще и не могу улететь, в отношении меня возбуждено исполнительное производство и еще и применена статья 67.

Кузичев: То есть, быть такого не может в принципе? Нет, наверное, теоретически может.

Игнатьева: Теоретически – может.

Кузичев: Если не там прописан, то, наверное, это теоретически может быть. Тебя не могут найти долгое время. Но ищут. Но теоретически все-таки может быть?

Игнатьева: Теоретически – может быть.

Кузичев: А если спокойно живешь не там, где прописан, не со злым умыслом, а у девушки или у бабушки?

Игнатьева: Тут нужно иметь в виду одну вещь: до того, как ограничить выезд, вы должны пройти судебную процедуру рассмотрения какого-либо спора, будь то взыскание алиментов, будь то долг одного человека другому.

Кузичев: Или банку.

Игнатьева: Или банку, опять же. Поэтому начинается все с того, что идет судебная процедура. И только после того, как решение суда вступило в законную силу и выдан исполнительный лист, и взыскатель может предъявить его, а может и не предъявить в службу судебных приставов для исполнения, вот только тогда начинается процедура принудительного исполнения этого документа. Поэтому это не одного дня вопрос.

Кузичев: Все, успокоили.

Игнатьева: И второй момент я должна сказать: постановление судебного пристава об ограничении только по судебному акту – это не единственная возможность ограничить человека в праве на выезд. Если исполнительным документом является постановление уполномоченных органов, всем известный штраф ГИБДД, в этом случае пристав-исполнитель самостоятельно постановление об ограничении вынести в отношении такого должника не может. В этом случае может обратиться либо он, либо взыскатель, и тогда, когда суд вынесет это решение, вот тогда мы уже будем ограничивать должника в праве на выезд. То есть, только по судебным актам приставы принимают решение.

Полностью беседу Анатолия Кузичева и Татьяны Игнатьевой о работе судебных приставов слушайте в аудиофайле