Трехсотлетний бриллиант: у Царского Села – юбилей

а торжественную службу в честь трехсотлетия Царского Села реставраторы пришли едва ли не полным составом
а торжественную службу в честь трехсотлетия Царского Села реставраторы пришли едва ли не полным составом
Царское Село отмечает трехвековой юбилей. В петровские времена заброшенная, усадьба Сарская мыза при Екатерине стала парадной резиденцией российских монархов. Европейские архитекторы здесь создали то, что в мире стали называть русским барокко, и то, что фашисты потом сровняли с землей.

Царское Село отмечает трехвековой юбилей. В петровские времена заброшенная, усадьба Сарская мыза при Екатерине стала парадной резиденцией российских монархов. Европейские архитекторы здесь создали то, что в мире стали называть русским барокко, и то, что фашисты потом сровняли с землей. Но крупнейший бриллант в ожерелье Северной Пальмиры – именно так называют Царское Селов – восстановили.

В фигуре в проезжающей карете вряд ли кто узнал персону царских кровей. Глава дома Романовых пронесся по Царскому Селу с ветерком, отмечая трехсотлетие знаменитой императорской резиденции. Позже долго восхищался. Как, оказывается, роскошно жили предки.

Теперь уже даже непонятно, чья заслуга вся эта красота. То ли великих зодчих, то ли великих реставраторов. На торжественную службу в честь трехсотлетия Царского Села они пришли едва ли не полным составом – реставраторы, которые год за годом приводят в порядок дворец, почти полностью разрушенный во время войны. Здесь побывали фашисты.

Пушкин сначала долго разминировали. Потом сразу взялись за работу. Стараясь не думать, возможно ли восстановить дворец, от которого остались только обугленные стены. Но каждый год – новые достижения. Парадные залы, золотая анфилада, утраченная и восстановленная Янтарная комната. Над воссозданием ее трудились лучшие мастера и умудрялись в кусочек камня размером со спичечный коробок вместить пару церквей и несколько деревьев.

"Здесь такая резьба, здесь такая, здесь вот такая, то есть все, что вообще можно сделать из янтаря, здесь применено", – рассказывает Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской.

На собственный юбилей дворец получил в подарок отреставрированный павильон Эрмитаж. Императорские обеды проходили здесь в интимной обстановке, обслуга не стояла за спинами царских особ. О первых автоматизированных обедах еще несколько месяцев назад рассказывали реставраторы: "Брался мелок, на подставке под тарелкой писалось название блюда и тарелка уезжала вниз". Внизу в это время суетились повара, а самые крепкие мужчины крутили чугунные механизмы.

Теперь это тоже полная историческая реконструкция – даже пирожные на столах. Во всем угадывается блеск летней царской резиденции. А начиналось все, когда бедное поселение Сарская мыза было даровано Петром I Екатерине, и постепенно начало превращаться в Царское Село.

Елизавета, которой в наследство досталась простая усадьба, хотела, чтобы она превратилась в настоящую драгоценность. Дворец, золотой снаружи и изнутри, строил великий Растрелли. А императрица капризничала, ничто не казалось ей достаточно роскошным.

Царское Село до сих пор не восстановлено и на две трети. Но на днях будет освящен воссозданный собор Сятой Екатерины, откроются еще несколько залов из личных покоев императрицы. И главное: трехсотлетний юбилей не стал помехой для посетителей. Здесь как обычно – стометровые очереди за билетами и толпы у входа.