"Химера" обязательно останется в истории кинематографа. "Кино" с Антоном Долиным

В "Химере" два прекрасных артиста – остролицый Эдриен Броуди, лучше всего известный публике по "Пианисту" Романа Поланского, и канадка Сара Полли, знакомая по задумчивым драмам своего соотечественника Атома Эгояна, играют пару гениальных и безумных биологов-генетиков.

На этой неделе в прокате оказался один из самых поразительных фильмов года, который по понятным и, увы, объективным причинам оказался вне зоны внимания как широкой публики, так и искушенных синефилов. Первые отправились смотреть новый боевик с Томом Крузом "Рыцарь дня" или досматривать пропущенную "Историю игрушек - 3" со "Шреком - 4"; вторые заняты Московским фестивалем. Меж тем, стоило бы оставить в стороне и одно, и другое, отправившись в кино на фильм под названием "Химера". Эта научно-фантастическая притча не собрала десятков миллионов в прокате и не была представлена на фестивалях – слишком "низкий" жанр, слишком странный сюжет. Однако именно эта картина обречена на то, чтобы со временем стать культовой и остаться в истории кино, тогда как большая часть фильмов, составляющих сегодняшний прокат, забудется, растворится без следа.

В "Химере" два прекрасных артиста – остролицый Эдриен Броуди, лучше всего известный публике по "Пианисту" Романа Поланского, и канадка Сара Полли, знакомая по задумчивым драмам своего соотечественника Атома Эгояна, играют пару гениальных и безумных биологов-генетиков. Разрабатывая универсальное лекарство для рогатого скота, они втайне от руководства лаборатории решаются на более отважный опыт: скрестить гены нескольких животных – пернатых, водоплавающих и млекопитающих - с генами человека. Получается существо по имени Дрен – она же поименованная в заголовке химера. Поначалу бесформенный клочок плоти, похожий на зародыша инопланетного Чужого из одноименного хоррора, со временем она вырастает в симпатичную девочку – правда, с хвостом, на котором красуется ядовитый шип, - а потом обнаруживаются и другие сюрпризы.

Режиссер и сценарист Винченцо Натали – канадец, снимающий кино, увы, слишком редко; из заметных его достижений следует назвать две парадоксальные фантастические притчи - "Куб" и "Пустоту". А исполнительным продюсером "Химеры" стал знаменитый создатель "Хеллбоя" и "Лабиринта Фавна", изобретательный и обожающий чудовищ мексиканец Гильермо дель Торо.

С момента неудержимой акселерации технического прогресса страшные сказки о людях, уподобивших себя богам, стали в центр европейской и американской культуры. Началось все с "Франкенштейна" Мэри Шэлли, и пошло-поехало, вплоть до многочисленных киновоплощений этой книги, а также "Собачьего сердца" Булгакова и "Отесанека" Яна Шванкмайера. Однако в исполнении Натали современный миф о людях, создавших сверхсущество и наказанных самой судьбой за это, приобрел новые черты. Эта язвительная легенда – комментарий на тему современного образования и современный "роман воспитания", разоблачение лженаук всех видов и родов, а также пронзительная история о мужчине и женщине, побоявшихся родить настоящего ребенка и потому создавших монстра. Смотреть обязательно – без "Химеры" кинообраз сезона останется неполным.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"