Тема:

ММКФ 3 недели назад

Футбол не смог отнять зрителей у "чемпионата мира по кино"


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов


Дмитрий Копылов

Футбольный чемпионат не смог отнять зрителей у Московского международного кинофестиваля. За неделю, пока шел фестиваль, показали более трехсот фильмов, и их посмотрели почти 130 тысяч человек.

Футбольный чемпионат не смог отнять зрителей у Московского международного кинофестиваля. За неделю, пока шел фестиваль, показали более трехсот фильмов, и их посмотрели почти 130 тысяч человек.

Эммануэль Беар только прилетела на Московский кинофестиваль, и тут же получила подарок – лимон. Искренне ему обрадовалась, как будто не ждала ничего большего – например, почетной награды "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского". Или потому что лимоны обожает с детства. Она их ела и на экране – в самом скандальном фильме конкурса "Это начинается с конца". Фильм даже революционные Канны сочли "слишком горячим". В Москве не побоялись.

Экранной страсти Беар предавалась вместе с собственным мужем, по совместительству режиссером. А в Москву привезла всю семью – ее маленький сын влюблен во все русское. "Мой сын выбрал русский язык для изучения в школе – он без ума от русской культуры литературы, музыки. Слушает Стравинского, зачитывается "Братьями Карамазовыми". И вот представьте себе – все учат английский, а он – русский. Я не могла не сделать ему этот подарок. Так что привезла его сюда, чтобы он на несколько дней погрузился в российскую реальность", – говорит актриса.

В российскую реальность все 9 фестивальных дней погружался и другой знаменитый француз – Люк Бессон. Серьезный, временами даже мрачный председатель жюри на этом фестивале "с французским акцентом" предпочитал говорить мало и по-английски – и много смотрел кино.

И те фильмы, что судейская коллегия увидела, даже не заставили их дискутировать – в том смысле, что победители были выбраны единогласно. И вот уже с серебряной статуэткой на голове танцует лучший актер, албанец Ник Хелилай. "Может быть после этой победы наши режиссеры, которые сбежали из Албании в сложные годы, вернутся и будут снимать кино", – предполагает Хелилай.

Албания, Чехия, Венгрия, Румыния, Польша, Болгария, Сербия – 7 из 17 фильмов конкурса кинофестиваля в этом году – из стран бывшего соцлагеря. Все это могло бы быть похоже на программу фестиваля советских лет, если бы не темы фильмов. Драматические моменты общего прошлого. "Для меня большая честь оказаться в Москве – особенно с учетом того, какой фильм мы привезли. Он ведь о событиях не очень приятных для нашего и для вашего народа. Это знак моральной зрелости и колоссальный урок для нас, для чехов – что вы, в Москве, вручаете нам такую награду, – говорит актриса Вилма Цибулкова, получившая серебряного "Георгия" за роль в фильме "Как рай земной" о событиях "Пражской весны".

Польская драма "Розочка" основана на реальных событиях, и как будто продолжает катынскую тему, открытую в кино Анджеем Вайдой. Режиссер Ян Кидава-Блоньский признался, фильм решил снять после того, как имена поляков, тайно служивших госбезопасности, оказались рассекреченными. И за это прямое и жесткое режиссерское высказывание он получил в Москве приз.

Отправив всех серебрянных "Святых Георгиев" в страны Восточной Европы, золотой приз Люк Бессон приберег для режиссера из Венесуэлы. На 32-м Московском международном победил фильм "Брат" – про футбол. Кинематографисты засвидетельствовали свое почтение мировому первенству. А режиссер Марсель Раскин еще долго в это свое счастье не верил. "Брат" – его первый фильм, он чудом успел его к фестивалю смонтировать. "На самом деле в Венесуэле самая популярная игра – вовсе не футбол, а бейсбол. Оттого мечта моих героев, двух братьев – играть в профессиональной команде – почти недостижима. У нас ведь не как в Бразилии, когда мальчишек из дворовых команд ищут и вербуют клубные тренеры. Так что мое кино про тот единственный шанс, который бывает в жизни", – говорит режиссер.

Картина "Брат", по словам режиссера, еще и про то, что жизнь нам часто забивает голы – но каждое утро нужно просыпаться с уверенностью, счет все еще 0:0. Московский кинофестиваль эту уверенность венесуэльца укрепил, а Люк Бессон, объясняя выбор, сказал, что среди режиссеров-конкурсантов искал горячее сердце. И так уж совпало, что это сердце пело про футбол. "У футбола и кино очень много общего, – заявил Бессон. – Нужно очень любить то, что делаешь. Желание, энергия, страсть – без этого нельзя выходить ни на поле, ни на съемочную площадку. А если этого нет – не играй, не снимай кино, нельзя же делать это ради денег. Футболисты и кинематографисты – все мы представляем свои страны, на чемпионате мира или на кинофестивале".

Чемпионат мира волновал и президента киносмотра Никиту Михалкова: как бы спортивные баталии не отвлекали зрителей от важнейшего из искусств. Но все фестивальные залы были не просто заполнены – переполнены. Билеты разлетались в минуты. "Опять сидел на ступеньках – и получаю удовольствие. У меня же не получается так – всю картину посмотреть. Но – не в обиду режиссерам – ты можешь за 40 минут понять качество картины", – рассказывает Михалков.

214 фильмов за 9 дней. Почти 130 тысяч человек воспользовались уникальным шансом посмотреть мировое кино. Киногурманов в России становится все больше – и в этом, вероятно, главное достижение "чемпионата мира по кино", как часто называют Московский международный кинофестиваль.