Европейский взгляд в античность

Научная конференция "Античное наследие в европейской культуре XVIII века" прошла в музее-заповеднике "Останкино". В разговорах о европейской культуре они часто упоминают Россию. Для участников этой конференции ответ на вопрос "Россия – это Европа или Азия?" очевиден.

Научная конференция "Античное наследие в европейской культуре XVIII века" прошла в музее-заповеднике "Останкино".

В разговорах о европейской культуре они часто упоминают Россию. Для участников этой конференции ответ на вопрос "Россия – это Европа или Азия?" очевиден. С тех пор, как Пётр Первый прорубил своё знаменитое окно, через него Россия по-новому стала смотреть в будущее, иногда всё же оглядываясь на прошлое. Самый пристальный взгляд в глубь веков, в античность, зафиксирован во второй половине XVIII столетия.

"В эпоху Елизаветы Петровны и особенно Екатерины Второй в России невероятно возрос интерес к римской и греческой культуре. В первую очередь это было связано с политическим устройством. Идеи греческой демократии и римской республики очень увлекли русских императриц", – отмечает профессор Академии архитектуры Университета Итальянской Швейцарии Кристоф Фрэнк.

Государыни воплощать демократические идеи на практике не спешили, а женщины, далекие от власти, к античности приобщились быстро. Для начала они обновили гардероб.

"В моду вошла простая одежда – туники, платья с высокой талией, наподобие тех, что носили в Древней Греции и Риме. Они пришли на смену вычурным, сложным костюмам. Переоделась вся Европа", – отмечает модные веяния директор американской галереи Frick Collection Энн Пуле.

Само восприятие эпохи античности в XVIII веке изменилось. В Помпеях и Геркулануме начались первые раскопки. Появились вещественные доказательства того, что античность – не сказка, не миф, а реальность.

"Если бы вы могли задать вопрос какому-нибудь русскому дворянину, который, конечно, проделал путешествие по Европе во второй половине XVIII века, побывал в разных странах и вернулся, а вы бы его спросили: "Посмотрите, античные руины – это часть вашей культуры или нет?". Он бы сказал: "Конечно", – поясняет руководитель центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН Сергей Карп.

Граф Шереметьев считал античную культуру своей. Вся его усадьба – гимн античности.

"Вместо размытого представления о некой прекрасной статуе вообще, человек, входящий в Останкино, видел древнеримскую, древнегреческую статую на расстоянии вытянутой руки", – говорит директор музея-усадьбы "Останкино" Геннадий Вдовин.

Варвара Ракина проводит экскурсию внутри дворца. Она приглашает в эстампную галерею, которая открылась после 20-летней реставрации. Там каждый экспонат подтверждает, что для проведения конференции по античности более подходящего места, чем Останкино, в Москве трудно представить. Статуи – античные образы. И Венера, и Гермес, и другие боги. Гравюры – на античные сюжеты. Мебель не античная, конечно, но влияние той эпохи на себе испытала.

"Столешница, в которой, редчайший случай, сделан узор из малахита. Малахит не цельной плитой лежит, а включается в узор. К теме античности – это был самый популярный узор меанд", – демонстрирует наборную столешницу заместитель директора музея-усадьбы "Останкино" Варвара Ракина.

В соседнем зале учёные из семи стран мира делают доклады о влиянии античности на европейскую литературу, философию, образование, архитектуру, спорят, приводят доказательства. Самые неопровержимые находятся за окном – усадьба XVIII века и её история, прочитать и понять которую вне контекста античности невозможно.