"Стой! Кто идет?" – биеннале для молодых и креативных

Открылась вторая Московская международная биеннале молодого искусства. Среди экспонатов – самые оригинальные инсталляции молодых художников.

Открылась вторая Московская международная биеннале молодого искусства. Среди экспонатов – самые оригинальные инсталляции молодых художников.

Эдвард, Питер, Марк – художник Вита Думчуте придумала имена каждому герою своей инсталляции. "Белые воротнички", офисные работники – как куколки бабочек, как коконы, из которых не выбраться, не улететь.

"Это не бумага – это все уничтоженные письма, мэйлы, какие-то новостные потоки информации, – поясняет художница Вита Думчуте. – Проект называется "Коконы масс-медиа", и посвящен он тем ужасающим объемам информации, которые ежедневно в нас проникают, обволакивают, и из которых мы не можем выбраться".

Не все из них станут ван гогами и да винчи, но если повезет, и на твою работу обратят внимание селекционеры профессионального искусства, из категории запасных можно сразу перейти в играющий состав, а это значит – персональные выставки, заказы, карьерный рост.

"Я все время вспоминаю "Театральный роман" Булгакова, где сидели такие вот монстры, и никого не пускали, не пропускали новые молодые таланты. Но если мы не покажем молодых художников, не дадим им возможность выставиться, мы и не узнаем, есть оно – молодое поколение – или нет", – рассуждает куратор второй московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" Дарья Камышникова.

Кузница кадров – биеннале "Стой! Кто идет?" не знает пощады. Если не получилось с первого раза, как говорят парашютисты, "этот спорт не для вас". Здесь главное – произвести впечатление.

Александр не имеет профессионального художественного образования, он закончил машиностроительный, сейчас доучивается на дизайнера, но сюда его позвали неслучайно. Современное искусство – это уже давно не кисточки и краски, а, в первую очередь, оригинальная идея.

"Смысл заключается в том, что ванна – искусственная граница между внешним миром и интимным. Когда человек в нее забирается – он пытается оно всех скрыться", – отмечает художник Александр Зайцев.

Если бы художественный талант большинства участников биеннале равнялся хотя бы половине их пламенной, великой любви к искусству, они, несомненно, превзошли бы в своей славе и Малевича, и Уорхолла, и Дали. Вся вселенная представляется им гигантской арт-площадкой, где в ход идут и автомобильные фары, и буфет из мебельного супермаркета.

"С одной стороны – это гламурный комод, а с другой – гроб для разбитого автомобиля. Идея проста, но это две стороны человеческой жизни", – рассказывает про свою работу художница Ирина Дрозд.

Статистика беспристрастна: львиная доля участников биеннале не станет профессиональными художниками. Одни бросят сами, другие окажутся не способными. И все же, уверены организаторы, хотя бы несколько человек из 600 участников смогут выйти из тени.