"Специальный репортаж": Технология, броня и мысль

В мероприятии, которое пройдёт с 30 июня по 4 июля, примут участие делегаты из 18 стран мира. Кроме официальной части гостей выставки ждут и многочисленные сюрпризы.
В мероприятии, которое пройдёт с 30 июня по 4 июля, примут участие делегаты из 18 стран мира. Кроме официальной части гостей выставки ждут и многочисленные сюрпризы.
Кажется, нет таких мест на земле, где бы не проехал газотурбинный танк Т-80 или болотоход "Марш". Спецехника гражданского и военного назначения, внедорожники, бронемашины, тягачи и танки на спецполигоне в Жуковском показывают свои практически запредельные возможности.

Кажется, нет таких мест на земле, где бы не проехал газотурбинный танк Т-80 или болотоход "Марш". Спецехника гражданского и военного назначения, внедорожники, бронемашины, тягачи и танки на спецполигоне в Жуковском показывают свои практически запредельные возможности.

Пожалуй, самой зрелищной частью международного форума "Технологии в машиностроении – 2010", стал показ военной техники в действии. Танки в пятницу преодолевали препятствия, прыгали с трамплина. Но самая красивая часть выступления развернулась позже – это танцующие танки. Ювелирное пилотирование, при том, что каждый из них весит свыше 46 тонн.

Такой "балет" иностранные гости форума видят впервые. И, похоже, это зрелище произвело на них неизгладимое впечатление. Во всяком случае, закупать технику чьего производства, многие для себя уже решили.

"Нас заинтересовала САУ Мста-С, основной боевой танк Российской Федерации Т-90. И, безусловно, нас заинтересовали перспективные образцы средств ПВО", – отметил заместитель министра обороны республики Казахстан Талгат Жанжуменов.

"Я полноразмерный антропоморфный робот АР-600. Я создан на отечественной технической базе. Я демонстрирую инновационные технологии в различных сферах жизнедеятельности человека", – этот андроид один из немногих гражданских. Он и есть само воплощение инноваций, которые здесь буквально на каждом стенде. Он с запрограммированным удовольствием общается с посетителями и жмет руку всем, кто приехал в Жуковский на форум "Технологии в машиностроении – 2010".

На открытой площадке форума торжество брони. Модернизированные танки Т-72, Т-80 и, в ближайшем будущем, основной боевой танк российских войск Т-90.

"Танк оснащен системой управления огнем, которая позволяет оператору обнаруживать цели с одинаковой эффективностью днем и ночью. Для этого на танке применяется тепловизионный прицел с тепловизионной камерой второго поколения", – рассказал начальник отдела Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Владимир Неволин.

Т-90 может делать до 7 выстрелов в минуту, он на 16 тонн легче американского "Абрамса". Двигатель этого танка – всеяден. Работая на любом виде топлива, он развивает мощность в тысячу лошадиных сил. Динамическая броня делает его практически непробиваемым, а новейшая электроника – невидимым. Выражаясь языком автолюбителей – полный фарш.

Неволин демонстрирует: "Когда танк облучают лазерным излучением, эти датчики, вот видно два таких массивных. Они обнаруживают это излучение и дают команду на срабатывание пусковых установок дымовых гранат. Отстреливается ракета с дымовой гранатой. Становится дымовая завеса и танк делается незаметным".

Обладая собственной броней, эта техника словно укутана в дополнительную броню. Стенд российского НИИ Стали. Это они уже много лет разрабатывают броневую защиту, как для военной техники, так и для солдат. Их бронежилеты сделаны по принципу: броня крепка, а веса в них не много.

Борис Кущенков, генеральный директор ОАО НИИ Стали: "Взамен железных бронежилетов, мы придумали керамические".

314 компаний выставили свои разработки на территории более чем 6 тысяч квадратных метров. И большая часть экспозиции – это действующее оборудование. Длинный ряд бронетехники на летном поле и бесконечные лабиринты павильонов. Солидная часть площадей выставки – это авиаразработки.

На этой выставке кроме тяжелой военной техники, широко представлено и большое количество самых разнообразных образцов беспилотных летательных аппаратов российского производства. Например, от практически игрушечных вертолетов и до вполне серьезных аппаратов созданных компанией "Российские вертолеты", предназначенных для министерства обороны и специальных служб.

Вертолет "Коршун" может покрывать расстояния до 300 километров, нести на себе 150 килограммов оборудования и развивать скорость до 170 километров час. А крылатый разведчик может вести воздушное наблюдение в любое время суток. Вся информация с борта беспилотника передается мгновенно через спутник.

Заместитель директора ООО "ЗАЛА Аэро" Максим Шинкевич: "Этот аппарат летает до 15 часов, взлетает и садится по-самолетному, с аэродрома".

"Такого в мире никогда не было. Впервые!" – такие слова здесь можно услышать едва ли ни у каждого стенда. Тульские оружейники представили целую серию самого разного стрелкового оружия. От облегченных пистолетов, до штурмовых пистолетов-пулеметов и снайперских винтовок. Но именно этот экспонат притягивал наибольшее внимание.

"30-миллиметровый автоматический гранатомет АГС-30 второго поколения. Главное отличие его от АГС-17 – рекордно малая масса. Он весит со станком всего лишь 16,5 килограммов. В отличие от АСГ-17, в котором 31 килограмм", – рассказал инженер-конструктор КБ "Приборостроение" г. Тула Владимир Петров.

Его скорострельность достигает 400 гранат в минуту, а дальность свыше двух километров. Новая граната имеет еще большую площадь поражения.

Один из автомобилей вызвал недоумение практически у каждого посетителя выставки. Это невозможно, говорили бывалые автолюбители, мотористы и инженеры. Двигатель машины работает со снятой крышкой картера. А это значит, что без капли масла. Весь день на жаре. Разработка компании "Нанопром" – все трущиеся части двигателя покрыты специальным керамическим слоем. Ресурс двигателя увеличивается втрое.

Технический специалист компании "Нанопром" Сергей Дубов говорит: "Любая пара трения металлическая, она смазывается маслом для того, чтобы подавить трение. Керамика не соизмеримо более скользкая. У нее шероховатость почти в 200 раз ниже. И, совершенно очевидно, что если две поверхности, у которых шероховатость низкая, начинают тереться, то они выдерживают гораздо большие нагрузки. Настолько большие, что мы какое-то время без масла можем показывать. И такой автомобиль может проехать без масла километров 600-700".

Волжский автозавод уже со следующего года готов шагнуть в мир глобального позиционирования. Lada Priora и Kalina будут оснащены навигационными системами.

Президент ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров: "С первого квартала следующего года мы запустим данную опцию в серийное производство. По поводу самой этой системы, она будет работать в системе GPS-ГЛОНАСС и позволит улучшить качество сигнала и сервисные функции".

Обойти все павильоны и увидеть все, что представлено на форуме в Жуковском, кажется, физически невозможно.В качестве отдыха сафари на грузовике.

Если есть желание прокатиться на полноприводном "КамАЗе" по бездорожью, то такая возможность есть на этой выставке. Находясь в кабине, за рулем, в жаре – ощущаешь себя пилотом команды "КамАЗ-мастер". Одно только но – это тренажер.

Удовольствия от вождения на этом аппарате весьма сомнительное, но польза очевидна. Российские автошколы, имея такой тренажер, могли бы куда лучше готовить водителей, еще до того как они впервые появятся на улицах городов.

Грозное вооружение и современные технические разработки. Новое оснащение российских вооруженных сил. Все можно потрогать своими руками. В непринужденной обстановке. Например, робот-сапер, предназначенный для работы со взрывчаткой вместо человека, сейчас просто катает детей по выставке и раздает диски с фильмом о себе.