Игорь Коротченко: в основе всех ЧП со взрывами - человеческий фактор

Взрыв произошел на бывшем военном полигоне при утилизации пороха и бракованных специзделий в Алтайском крае в 9 километрах от города Бийска. Это не первый подобный случай за последнее время. На связи со студией радио "Вести ФМ" - главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Взрыв произошел на бывшем военном полигоне при утилизации пороха и бракованных специзделий в Алтайском крае в 9 километрах от города Бийска. Это не первый подобный случай за последнее время. На связи со студией радио "Вести ФМ" - главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

"Вести ФМ": Есть первые версии произошедшего. Говорят о какой-то бензопиле, которая могла оказаться на месте утилизации, которой, якобы, распиливали то ли снаряды, то ли вот те самые приборы, о которых пока тоже мало что известно. Представители оборонного ведомства не говорят. Может быть, вы поясните? Что могли утилизировать под Бийском?

Коротченко: Обычно подвергаются утилизации старые боеприпасы либо другие взрывчатые вещества, пороха, в общем, все то, что используется в промышленности боеприпасов и что представляет, безусловно, огромную опасность собственно для населения.

Что касается причин, вы знаете, вот все предыдущие факты расследования тех или иных чрезвычайных происшествий, которые заканчивались взрывами, пожарами и были связаны либо со складами боеприпасов, либо с местами их утилизации, так вот в основе всегда лежит человеческий фактор. То есть нарушение установленных правил, методик, инструкций, связанных с утилизацией боеприпасов. Любое отклонение может привести к таким чрезвычайным последствиям, включая гибель людей. То есть это исключительно человеческий фактор.

"Вести ФМ": Наличие бензопилы на месте, вот как это можно расценить? Это большая ошибка, большая оплошность, большая глупость?

Коротченко: Вы знаете, я. честно говоря, с изумлением слышу эти сообщения о некой бензопиле, потому что утилизация проводится без всяких бензопил. Есть установленные методики, есть фактически инструкции, которые пошагово описывают, что и как должны были делать.

"Вести ФМ": А расскажите нам, пожалуйста, если вам известна эта технология, эта инструкция.

Коротченко: Ну, я могу сказать про технологии, связанные, скажем, с утилизацией боеприпасов в рамках федеральных программ. Конечно, никаких бензопил быть не должно, потому что бензопила – это значит искра. А что значит искра при распиливании, допустим, корпуса боеприпасов, тем более рядом находятся пороха? Это моментальное возгорание. То есть все технологии построены по безопасной методике. То есть выпаривается, скажем, паром высокого давления тол из снарядов, предварительно оттуда снимаются взрыватели, которые...

"Вести ФМ": Но это наверняка происходит не на полигоне, а еще на самом предприятии.

Коротченко: Понимаете, технологии для каждого вида боеприпасов и их компонентов различаются, и все зависит от конкретного типа и конкретных веществ, которые подлежат утилизации. Никаких бензопил там быть не должно по определению! Ну, это просто очевидная глупость.

"Вести ФМ": Игорь Юрьевич, смотрите, предприятие оборонное – Сибприбормаш. Производит из того, что нас интересует, взрыватели, комплектующие элементы к современным ракетным системам залпового огня, звенья патронных лент к артиллерийским системам двум калибров 23 миллиметров и 30 миллиметров. Что могло из этого быть утилизировано?

Коротченко: Утилизации подлежат, естественно, компоненты взрывчатых веществ, компоненты порохов и, собственно, сами финальные изделия. То есть это замкнутый цикл. Разумеется, есть специальный полигон, есть специальные методики, и в данном случае, я еще раз говорю, мы имеем дело с человеческим фактором. Потому что никто бензопилой не пилит корпуса снарядов. Это очевидная глупость! Я думаю, что более детально ситуация нам станет ясна в ходе расследования, но еще раз я с абсолютной уверенностью могу сказать, что это нарушение методик установленного расснаряжения и утилизации боеприпасов и их компонентов. В основе всегда лежит исключительно человеческий фактор.

Беседу с Игорем Коротченко слушайте в аудиофайле.