Реконструкция Большого театра вышла на финишную прямую

Реконструкция исторического здания Большого театра выходит на финишную прямую. Золотых дел мастера уже готовятся к отделке элементов декора в зрительном зале. А к началу осени планируется завершить реставрацию визитной карточки Большого – квадриги Аполлона.

Реконструкция исторического здания Большого театра выходит на финишную прямую. Золотых дел мастера уже готовятся к отделке элементов декора в зрительном зале. А к началу осени планируется завершить реставрацию визитной карточки Большого – квадриги Аполлона.

Здесь царит непрерывное перестукивание. И стойко пахнет стройкой. Залы Большого театра погрузились в атмосферу реставрации. В вестибюле укладывают новую плитку. Верней, "новую-старую" плитку, потому что это точная копия той, что была изначально. В зрительном зале воссоздают уникальные витиеватые барельефы, собирая Большой внутри буквально по кусочкам.

У реставраторов работы – непочатый край. Пять ярусов зрительного зала. Метры лепных украшений, которые сначала надо очистить, потом замазать каждую трещинку, или вовсе по фрагментам вылепить заново, в почти ювелирной технике "папье-маше". В основе – костный клей, плюс бумага, мел, олифа. Как только декор подсох и "заглажен" глиной, он готов к самой "блестящей" процедуре.

Здесь золото высшей пробы. Сколько граммов или может килограммов его будет в Большом – специалисты пока умалчивают. Процедура "золочения декора" только стартовала. Идет прикидка. Зато известно, сколько мастеров трудятся в театре: около тысячи реставраторов и несколько сотен лучших позолотчиков со всей страны.

И сусальное золото, и папье-маше, и даже деревянные элементы непременно из ели – все это ради богини зрительного зала – акустики. Так, как задумывал "архитектурный автор" Большого в XIX веке – Альберт Кавос.

И если в зрительном зале реставрационные работы только начинаются, то под сводами, над колоннадой театра, уже завершается обновление квадриги Аполлона. Шестиметровую конструкцию снизу в деталях не видно, но именно к деталям особое внимание.

Медному символу Большого театра заменили утерянные фрагменты. У лошадей – новые копыта, у Апполона – новый венок и фиговый листок. Кстати, именно такой "темно-зеленой" квадрига станет в итоге. Ее ждет три слоя краски. И хотя памятник пока еще под пленкой и местами недокрашен, главный реставратор Владимир Никифоров презентовать его обещает уже через месяц.

С самой верхней точки стройки перемещаемся на самую нижнюю. Сцена. Вид с тыла. Сюда не ступала еще нога журналиста. На минус шестом этаже – высокоточные работы. Устанавливают 30-тонные башни, которые будут управлять громоздкими механизмами и отвечать за перемещение всех декораций.

К 1 августа в Большом планируют закончить четыре основных зала. Чтобы успеть в срок, реставрационные работы к тому моменту перейдут, вероятно, в режим "круглосуточно". За пять лет ремонта Большой во всех смыслах театр уже, кажется, очень соскучился по громким театральным премьерам.

Большая стройка в Большом театре вышла на финишную прямую. И это видно даже снаружи. Внешний облик театра постепенно приобретает знакомые черты. И с Театральной и с Петровки уже убрали леса. Фасады открыты туристическим взорам. Теперь реставраторы колдуют внутри. До открытия обновленного Большого – чуть больше года.